Ботагоз Омар
Институтов развития стало так много, что теперь в регионах начинается путаница. Бизнесмены не знают, к кому именно им обращаться за получением денежных средств. Сами же управленцы, засучив рукава, решили заняться ревизией и распределить “полномочия” между СПК, группой компаний “Самрук-Казына” и собственно самим Министерством индустрии и новых технологий (МиНТ)
Народ не поспевает за реформами, проводимыми в государстве. С 2007 года появились социально-предпринимательские корпорации (СПК), которые должны были внести новую струю во взаимоотношения предпринимателей и региональных властей, помочь развитию промышленности. Сначала представители СПК “отвоевали” для себя правовое поле (специальный закон, посвященный деятельности корпораций, вышел из стен парламента), провели крупные мероприятия, огласили предварительные итоги своей деятельности, но с наступлением кризиса все их инициативы оказались где-то в тени.
Лишь изредка стали упоминаться “последствия” их деятельности - то в итоговом документе Счетного комитета (традиционно, с критикой), то в отдельных депутатских запросах. Затем и вовсе было принято решение о том, чтобы отдать их в ведение местных исполнительных органов с соответствующим бюджетом.
Относительно небольшой опыт у группы компаний “Самрук-Казына”, объединившей основные активы страны и практически все национальные компании и институты развития. Аналогичный “стаж” у холдинга “КазАгро”, созданного в декабре 2006 года.
В итоге предприниматели, желающие реализовать рентабельные проекты, теряются в догадках: кого взять “в компаньоны”? - к такому выводу пришли сами топ-менеджеры по итогам недавних поездок по регионам страны.
“Мы слышим, что расплодилось много институтов развития. Конечно, это обоснованно в том плане, что есть институты развития, которые относятся к фонду “Самрук-Казына”, институты развития, относящиеся к МиНТ, институты развития холдинга “Казагро”, есть также региональные институты развития, то есть сами СПК. И сейчас мы проводим работу по улучшению координации - то есть по учетному разделению сферы ответственности каждого института развития”, - сообщил на итоговой пресс-конференции директор по управлению финансовыми институтами и институтами развития АО “ФНБ “Самрук-Казына” Бахытжан Саркеев.
Такую “ревизию” планируется сделать на уровне региональных координационных советов (РКС), созданных в рамках реализации программы “Дорожная карта бизнеса”. “Проекты будут рассматриваться на РКС, и там будут приниматься решения о том, в какие институты развития направлять, - сообщил Бахытжан Саркеев. - То есть мы хотим сейчас четко понять, какие проекты должны финансироваться через СПК - скорее всего, это проекты на районном уровне, допустим, на уровне сельских населенных пунктов”. А через институты развития фонда “Самрук-Казына”, через институты развития МиНТ должны реализовываться более крупные, более уникальные производства.
Астана |