ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Тайные советники События

Юлиана Жихорь
ОБСЕ продолжает “давить” на Казахстан своим авторитетом. Отечественные парламентарии, дабы доказать всему миру, что в стране с доступом к информации все ОК, разработали специальный Закон “О доступе к публичной информации”. Международные эксперты оценили - такой закон нужен. Только вот его содержание посоветовали серьезно подкорректировать. Чтобы доступность была не только декларируемой, но и юридически подкрепленной

Не секрет, что любая международная организация по правам человека и свободе слова найдет в Казахстане массу нарушений международных правил. На недавнем саммите ОБСЕ о казахстанских проблемах не говорил только ленивый. Спустя две недели по его окончании эксперты от ОБСЕ собрались в парламенте порассуждать на тему доступности публичной информации в РК. Точнее, огласить свой вердикт (заключение) на предоставленный им на экспертизу законопроект.
Сам документ появился на свет 16 декабря сего года. И предполагал собрать в себе все аспекты доступности и недоступности информации, имеющейся у казахстанского государства. Но эти цели, по мнению экспертов, так и не были достигнуты. Уж больно размытым оказался в депутатском варианте законопроекта термин “публичная информация”: “документированная информация, доступ к которой не ограничен законами РК”. Юридическая программа “Артикль 19”, проводившая анализ законопроекта, настаивала, что надо четко определить случаи, когда информация не подлежит публичности. Надо, говорят в ОБСЕ, четко сформулировать исключения. А заодно указать - какие общественные интересы могут преобладать в конкретных случаях над исключительными положениями. “Причины утаивания информации должны быть истинными и существенными, с учетом важности максимальной открытости”, - заявляют эксперты. То есть отказ от раскрытия информации в целях защитить “лицо” правительства от огласки неудобных фактов или раскрытия правонарушений - не повод для утаивания информации.
Столь глубокая детализация всех “можно” и “нельзя” требуется для того, чтобы в будущем государственные органы не имели возможности отказать от предоставления информации, следуя каким-то внутренним инструкциям. Например, считают в “Артикль 19”, общественность может затребовать данные о количестве квалифицированных пожарников в каком-то депо. Информация, хоть и имеет отношение к общественной безопасности, но считаться секретной не может. Разве что поставит в неловкое положение местную администрацию. К таким же “неловкостям” может быть отнесена и информация, касающаяся, допустим, фактов коррупции в верхах.
Кстати, интересный факт. В первой редакции законопроекта была статья, согласно которой на интернет-ресурсах парламента и маслихатов всех уровней размещаются результаты голосования на заседаниях, протоколы открытых заседаний парламента, его палат и маслихатов, за исключением тайного голосования. Однако в последующем это положение было удалено. Эксперты удивились, напомнили о важности “гарантировать прозрачность деятельности парламента” и посоветовали вернуть его обратно.
alt
Проще увидеть секрет, чем рассказать
Эксперты, изучив отечественное законодательство и предложенный законопроект, вообще пришли к выводу, что в Казахстане возникла “одержимость тайной”: “Информация с ограниченным доступом, докладные записки, поручения должностных лиц и иная внутренняя переписка обладателя информации автоматически не подлежат разглашению согласно закону. Мы считаем, что для достижения прозрачности государственные органы должны раскрывать всю информацию, которой они обладают. В противном случае возникает одержимость тайной”, - говорится в отчете “Артикль 19”.
Кстати, представители этой организации предлагают разбавить законопроект положением о защите в случае “раскрытия с добрыми намерениями”: “Должностные лица должны быть защищены от санкций при раскрытии ими информации с разумными и добрыми намерениями”, - заявляют они. По мнению экспертов, это положение “служит для противодействия культуре секретности, которой придерживаются многие руководящие органы”.
В общем, закон в принципе неплохой, но и не особо нужный в его нынешнем виде, делают вывод эксперты. И не нужен он потому, что все нормы, провозглашенные в нем, либо уже имеются в других законах, либо еще раз цитируют многочисленные “нельзя”. А главное, в законе толком не прописаны “кары” для госорганов, которые даже разрешенную информацию предоставлять не захотят. Более того, в ОБСЕ считают, что в законе даже нет четкой формулировки, что собственно является нарушением.
Самый главный совет всех экспертов заключался даже не в том, чтобы сделать законопроект лучше или четче, а в том, чтобы Закон “О доступе к публичной информации” превалировал бы над другими законами. То есть, по их мнению, следует создать некий Кодекс доступности информации, в котором и следует четко зафиксировать, что является публичной тайной, а что - незаконным сокрытием.
Ведь “информированные граждане - это основа сильной демократии”. Но есть нюанс - открытость правительственных органов и их подотчетность населению на практике возможны только в том случае, если население знает собственные права. А наше население, как показывает жизнь, больше осведомлено о своих обязанностях...

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение