|
Юлиана Жихорь, Ботaгoз Омар, Алла Иванилова
Утром вчерашнего дня подозрения, что итоговый документ саммита может быть не подписан всеми главами делегаций, усилились. Многочисленные разногласия привели к затягиванию процесса согласования Астанинской декларации. На момент верстки номера СМИ ждали решения дипломатов почти 10 часов
Согласно программе, закрытие саммита предполагалось в 12-12:30 часов дня. Однако оно затянулось до позднего вечера. “Яблоком раздора” стала Астанинская декларация, в которой определяется дальнейшая судьба ОБСЕ. Такое многочасовое обсуждение - не нонсенс. На других мероприятиях, проводимых под эгидой ОБСЕ, решения принимались тоже не за один час. Но в этот раз, похоже, были побиты все рекорды. Хотя еще накануне саммита, 30 ноября, действующий председатель ОБСЕ, Государственный секретарь - министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев сообщил, что участники заседания постоянного совета организации согласовали основные положения итогового документа.
Ожидая окончательного вердикта, в кулуарах обсуждались разные сценарии. Первый и самый основной - декларация принята не будет. Причина - заявление российской стороны 1 декабря, что запланированные в документе положения о признании территориальной целостности Грузии на основе международно-признанных границ, не устраивают Москву. Вопреки надеждам на возможность сглаживания противостояния между “противниками” по грузинскому вопросу, даже намека на сглаживание разногласий не наблюдалось. Более того, в самом начале эмоционального спича российского президента Михаил Саакашвили покинул зал заседаний. Докладывая же о необходимости мирного урегулирования “внутригрузинского конфликта”, он весьма выразительно поглядывал на российский флаг.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров 2 декабря не пошел на уступки переговорщикам, тоже покинул саммит ОБСЕ и вылетел из Астаны. На выходе из Дворца независимости Лаврова ожидали корреспонденты грузинского канала “Рустави-2”, которые попросили его дать короткий комментарий относительно процедуры принятия итогового документа саммита. Глава МИДа России сказал, что “никто ничего не подписывал и подписывать не будет”.
Вопреки ожиданиям второй “конфликтный” вопрос - Нагорный Карабах - оказался менее болезненным. Азербайджан и Армения, несмотря на то, что, воспользовавшись трибуной саммита, обменялись обвинениями в адрес друг друга по данному вопросу, смогли хотя бы декларативно договориться продолжить мирные переговоры. Что означает фактическое одобрение всех трудов ОБСЕ в этом направлении и одобрение же этими двумя странами Астанинской декларации.
Многочисленные дипломатические переговоры касались и юридического оформления ОБСЕ - принятия ее Устава, усиления полномочий Генерального секретаря и институтов. И также не нашли всеобщей поддержки. Помимо этого, спорными вопросами стали и инициативы Казахстана, озвученные Нурсултаном Назарбаевым во время открытия саммита.
Однако было и альтернативное мнение - итоговый документ все-таки обретет право на существование, иначе участники не “заседали” бы так долго, споря и лоббируя свои поправки в документ.
Открывая второй день заседания саммита, Нурсултан Назарбаев попросил участников мероприятия думать о мире и прогрессе. “Даже сам по себе факт открытого общения на высшем уровне глав государств и правительств спустя 11 лет после Стамбульского саммита позволяет нам сверить часы, понять, где мы находимся, наметить основные направления движения вперед”, - заявил он. И поскольку “наши народы смотрят на нас с большой надеждой”, президент Казахстана убедительно попросил “глав делегаций дать своим исполнителям четкие инструкции на конструктивное завершение работы над проектом Астанинской декларации”.
“Наша задача состоит в том, чтобы переподтвердить основные нормы, принципы, обязательства ОБСЕ и на основе анализа современных вызовов и угроз наметить план действий на будущее”, - отметил он.
То есть фактически попросил делегатов одобрить хотя бы ключевые предложения по реорганизации ОБСЕ, оставив совсем уж спорные пункты “на потом”. Ведь если саммит не примет никакого решения, будь оно положительное или отрицательное, и не огласит итоговый документ заседания (чтобы он не содержал) в официальный период проведения мероприятия (в данном случае 1-2 декабря), то, как говорят дипломаты, встреча в верхах будет считаться окончательно бесполезной: оглашенное в более позднее время решение считается “нелегитимным”.
А вообще, ситуация вокруг обсуждения итоговой декларации Астанинского саммита, как и само течение встречи в верхах, выявила полноту кризиса в ОБСЕ. Еще до саммита высказывалось мнение, что в случае отсутствия решения о реформировании ОБСЕ в соответствии с современными вызовами организация подтвердит не только свою неэффективность, но и недееспособность: если не сможет определиться по путям модернизации - о каком консенсусе в вопросе методов соблюдения общей безопасности страны может идти речь? Ведь ОБСЕ - это не только безопасность, но и сотрудничество. Многие сравнивали противостояние в рамках ОБСЕ с очередной вариацией холодной войны.
В любом случае мир ожидает, что Казахстану все-таки удастся добиться хоть минимального, но смягчения конфронтации противоборствующих на политическом поле сторон. В конце концов, Астане удалось сделать то, что 56 стран-членов не могли сделать 11 лет - собраться всем вместе.
Итоговое заявление представителя Казахстана по результатам работы саммита читайте на нашем сайте
http://www.np.kz/index.php?newsid=7040
http://www.np.kz/index.php?newsid=7041
http://www.np.kz/index.php?newsid=7042
|