Ботагоз Омар
Чем больше сайги, тем больше искушения поохотиться за этим беззащитным животным. Такова официальная статистика. Как оказалось, при этом задержанные браконьеры могут отделаться лишь легким испугом: максимум, что им грозит, - это условный срок наказания
С 2006 по 2008 год были задержаны 462 человека, которые занимались незаконным промыслом. Однако в 360 случаях были факты отказа о возбуждении уголовных дел. Оставшиеся 102 случая стали поводом для отбывания условного срока, причем в большинстве случаев без конфискации оружия и охотничьего инвентаря.
В то же время ежегодно из госказны выделяется более 120 миллионов тенге, которые при таком “бархатном” к браконьерам подходе не что иное, как закапывание денег в песок.
Сегодня в Минсельхозе признают: отстрел сайгаков не прекращается. Причем под мишенью желающих поохотиться оказываются в основном самцы, что подрывает биологические основы воспроизводства животных. Количество рогачей в стадах составляет всего от 2 до 10 процентов, что ниже биологически обоснованных показателей.
На днях депутаты мажилиса возмутились, насколько сложно в регионах соблюдать меры по защите охраняемых животных. По их мнению, это напоминает борьбу с ветряными мельницами. “Мы не даем егерям права изымать оружие и задерживать браконьера, - сообщил депутат Алтай Тлеубердин. - Доходит до глупости: для того, чтобы составить акт о нарушении правил охоты за браконьерство, надо пригласить участкового милиционера в лесостепной зоне. Его и в населенном пункте не отыщешь, а тут в лесу надо искать его или в степи”.
Пока Минсельхоз предложил ужесточить меры наказания за отстрел сайги. “Кто будет отстреливать сайгаков, сразу будет осуждаться на три года лишения свободы с конфискацией всех преступных орудий, которые способствовали совершению этого преступления”, - отметил во время презентации законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых территорий” вице-министр сельского хозяйства Марат Оразаев.
Еще одно предложение Минсельхоза - расширить число зон со статусом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Так, например, предусмотрено создание сети ООПТ в тех местах, где обитает сайга: на территории Актюбинской (уже создана) и Костанайской областей. Также в планах через три-четыре года создать особо охраняемые природные территории в Западно-Казахстанской области. Кроме того, подобный статус будет закреплен за основными местами передвижения популяции джейранов (это земли, начиная от национального парка “Алтын-Эмель” до озера Балхаш).
Численность этого вида животных, занесенных в Красную книгу, в этом году сократилась в три раза. Причиной тому стала засуха, в результате которой животные разбрелись по всей территории Прибалхашья. “Местное население сократило поголовье в три раза. Было за две тысячи, по данным последнего учета, пусть даже приблизительного, осталось порядка 600 голов”, - поделился своими наблюдениями Алтай Тлеубердин, обвинив в этом представителей профильного комитета Минсельхоза.
Глава Комитета лесного и охотничьего хозяйства Ерлан Нысанбаев факта сокращения численности джейранов отрицать не стал, отметив территории, которые теперь, с приданием им нового статуса, будут взяты под особый контроль.
Астана |