|
Фарида Галиева
В каком состоянии сегодня пребывают казахстанские средства массовой информации? Переживают ли они кризис или все же развиваются, несмотря на трудности? Таков был лейтмотив прошедшей на днях в Алматы третьей конференции, или Медиакурултая-2010. Речь шла о будущем отечественного рынка СМИ, и организатором мероприятия выступил Казахстанский пресс-клуб при поддержке Фонда Сороса
Впервые в рамках медиакурултая прошло ток-шоу на двух языках, в ходе которого эксперты, депутаты парламента, представители Министерства связи и информации, ведущих СМИ, а также представители читательской и зрительской аудиторий обсудили актуальный вопрос: “Конкурентоспособны ли казахстанские СМИ”? И к общему выводу, надо сказать, не пришли.
В частности, делегатам курултая был представлен экспертный опрос, проведенный накануне Казахстанским пресс-клубом в партнерстве с ICC Business Advisors. Ответы экспертов в общем совпадали и с мнением большинства участников форума: конкурентоспособность казахстанских СМИ является очень слабой как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Среди основных причин, мешающих развитию полноценной конкуренции между казахстанскими СМИ внутри страны, эксперты назвали слабое управление и такую же материально-техническую базу, низкую квалификацию журналистов, некачественный контент, влияние государства, учредителей и рекламодателей на редакционную политику.
Эксперты также считают, что казахстанские СМИ не выдерживают внутреннюю и внешнюю конкуренцию, прежде всего, с российскими массмедиа, которые, по мнению опрошенных, имеют более высокий профессиональный уровень. 88 процентов опрошенных экспертов считают, что казахстанские СМИ могут стать конкурентоспособными в Центральной Азии, но для этого им необходимо объективно освещать события в данном регионе, а не фокусироваться только на интересах Казахстана.
|
Муки выбора советника |
В целом же выводы как опроса, так и проведенной на конференции дискуссии таковы: существует угроза потери информационной безопасности страны, если местные медиа-бренды будут оставаться слабыми. Для усиления конкурентоспособности казахстанских СМИ необходимо, в частности, усилить их профессиональную подготовку, улучшить качество контента, ограничить влияние государства на контент, усилить подготовку медиаменеджеров, снять самоцензуру, ввести налоговые и таможенные преференции на медиарынке.
Любопытны были также мнения на данные вопросы, высказанные авторитетными представителями самых разных областей медиабизнеса, политиками, политологами.
Председатель совета директоров медиагруппы “Тан” Арманжан Байтасов считает, что данную тему нужно рассматривать прежде всего “в развитии казахстанских СМИ”:
- Кризис, в котором мы сейчас находимся и из которого стараемся выйти, - это тоже шанс для нового развития, для появления нового качества. У изданий и телеканалов пару лет тому назад были средства достаточно большие. А когда ударил кризис и денег стало гораздо меньше, тогда менеджеры и владельцы СМИ уже по-другому посмотрели на свой бизнес. И для многих, очевидно, встал вопрос: нужно ли такое средство массовой информации, которое не отвечает современным потребностям и требованиям рынка, которое неконкурентоспособно?
В свое время г-н Байтасов был создателем таких казахстанских СМИ, как газета “Мегаполис”, “31-й канал”, “Радио 31”. Сейчас у этих массмедиа другие владельцы и учредители, но остались бренды, которые “запустил” на казахстанский медиарынок Арманжан Байтасов, и они известны как в стране, так и за ее пределами.
- Я не думаю, что нужно говорить только о застое или стагнации в наших СМИ, - считает опытный медиаменеджер, - прогресс все-таки есть. Просто надо лучше работать над контентом. Если мы его не создаем, то наш зритель и читатель автоматически “голосуют” в пользу, как правило, российских СМИ, предпочитая “1-й канал”, НТВ на телеэкране, а в качестве печатных источников - скажем, в пользу “Аргументов и фактов”. А будет наш качественный контент - будет и достойная конкуренция на информационном поле. Кстати, это снимет и опасения по поводу информационной безопасности страны.
Касаясь этой темы, Сакен Балбаев, исполнительный директор Казахстанского пресс-клуба, отметил:
- Слишком большая доля нашего населения предпочитает получать информацию не из казахстанских СМИ. И выходит, что сведения о стране ее население черпает из каких-то зарубежных источников, зарубежные новости мы узнаем через призму российских или американских, европейских СМИ. Но не через казахстанские. Это факт, от которого сегодня никуда не деться.
А вот по мнению известного казахстанского политолога Досыма Сатпаева, информационная безопасность понимается в Казахстане разными структурами по-разному. Для чиновника информационная безопасность - это его собственная безопасность и поэтому повышать ее следует через усиление контроля над СМИ.
- У нас часто путают интересы государства с интересами околовластных групп, - говорит Досым Сатпаев, - а это разные вещи.
Задача же государства, по мнению Сатпаева, состоит не в том, чтобы всех задавить и подстроить под себя, а чтобы сфокусировать свои ресурсы на какие-то конкретные проекты и не мешать развитию негосударственных СМИ.
В целом участники дискуссий сошлись на том, что одними запретами и всеобщим контролем над СМИ проблему информационной отсталости казахстанских СМИ не решить. Если запретить, к примеру, вещание в Казахстане российских телеканалов (что предлагается некоторыми радикалами), то люди будут покупать спутниковые тарелки, как в Туркменистане. Кроме того, существует и другой, недавно возникший вид угрозы информационной безопасности. О нем сказал Досым Сатпаев:
- Сегодня россияне доминируют на нашем телеэкране и в печатных СМИ, а завтра будут китайцы доминировать, потому что у Китая есть конкретная программа, очень дорогостоящая, по расширению информационного влияния. Они создают крупнейшие медиахолдинги, производящие свои программы на 6-7 языках, которые будут вещать в том числе и на сопредельные территории. Думаю, что скоро мы будем и китайский информационный фактор учитывать. |