|
Юлиана Жихорь
По данным финполиции, только в этом году, как минимум, по семи эпизодам следствием установлены признаки рейдерского захвата чужого имущества. Поставить заслон такому экономическому пиратству в правоохранительных органах Казахстана надеются с помощью ужесточения наказания за рейдерство
Несмотря на то, что незаконный захват собственности стал неотъемлемой частью экономической истории страны с момента обретения суверенитета, понятие “рейдерство” в уголовном законодательстве определяют только сейчас. Ранее все действия, которые так или иначе связаны с незаконным отъемом собственности, квалифицировались по отдельным статьям: мошенничество, вымогательство, хищение, кража, рэкет и т.п. И по ним, по мнению финпола, “наказание не соответствует тяжести совершенных деяний”.
Заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин привел такой пример. В США в 1999 году известный финансист Майкл Минтон был приговорен к 10 годам лишения свободы за махинации с ценными бумагами. Казахстанское законодательство за эти же деяния предусматривает наказание в виде лишения свободы до 3 лет.
Вносимые сегодня изменения не только усиливают ответственность рейдеров, но и, как заявляют силовики, позволят “привлекать рейдеров к уголовной ответственности уже на начальных этапах рейдерского захвата, упреждая наступление последствий, при которых истребование захваченного имущества ограничено институтом защиты добросовестного приобретателя”.
Причем уголовная ответственность устанавливается за рейдерство “независимо от метода его осуществления - мошеннического или силового”.
К слову, в мире рейдерство подразделяют на три формы. Белое - четко запланированное поглощение компаний, происходящих пусть и против воли собственника, но в строгом соответствии с требованием закона. Ярким примером такого рейдерства является поглощение компаний с малоэффективным корпоративным управлением и с финансовыми затруднениями.
Серое - имеет характеристики, аналогичные белому, но сопряжено с подкупом должностных лиц и подделкой документов (по сути, это мошенничество). И, наконец, черное рейдерство - криминальный захват, куда входит и традиционный для нас рэкет. “Черное рейдерство, - охарактеризовал такой способ “ведения бизнеса” Лукин, - набежали в масках или без масок, путем силового влияния заставили учредителя-собственника отказаться от своих акций, от своей доли либо вообще переписать на кого-то другого. Путем угрозы, шантажа, рэкета, убийства и т.д. и т.п. Такие факты известны МВД”.
Но парламентарии, похоже, запутались в цветах. Так, Асхат Бекенов считает рейдерством практику банков забирать у МСБ бизнес, если предприниматели не могут расплатиться с банками за кредиты. Мол, бизнесмены идут в банк, просят о пролонгации кредитов, но... “Получается отъем бизнеса, по дешевой цене скупаются основные средства. А аффилированные компании, которые скупили эту недвижимость, эти предприятия реанимируют и дальше работают”.
Такова же, по его мнению, ситуация с порталом “Центр тяжести”.
Однако Андрей Лукин сообщил, что подобная схема вполне законна (то самое белое рейдерство). По его словам, поглощение компании на каком-либо законном основании “без признаков состава преступления: подлога документов, подделки документов, уговора, шантажа, рэкета, если есть соответствующее решение судов, уполномоченных органов, вступивших в законную силу, - это бизнес. Оно под действие Уголовного кодекса не подпадает”.
“Рейдерство, как любой феномен растущих экономик, особенно в условиях глобализации финансовых рынков, имеет свойство эволюционировать. И без наличия встроенных механизмов защиты акционеров дестабилизация корпоративного контроля является более чем реальной угрозой”, - сообщил Лукин. Добавив, что, несмотря на общую положительную тенденцию снижения числа рейдерских захватов в Казахстане (“рейдерство не проявляется так же активно и нагло, как это происходило в 90-е годы”), защищаться от него следует как можно активнее. В то же время отдельного закона о рейдерстве, по мнению финансовой полиции, не требуется. По словам Лукина, мер, зафиксированных в обсуждаемых в парламенте поправках, вполне достаточно.
Астана |