|
Константин Маскаев
До конца года печально известное водохранилище Кызылагаш в Алматинской области, обрушение плотины которого в апреле привело к почти полному исчезновению одноименного села и гибели 45 человек, может вернуться в государственную собственность. Как только объект обретет компетентного владельца, начнется восстановление водохранилища
По сути, вопрос с собственником будет просто приведен в правовое соответствие: в ходе последовавшего за трагедией судебного процесса стало известно, что водохранилищем нынешние хозяева владели незаконно. Глава Комитета по водным ресурсам Алматинской области Акдарбек Сабиров обвинен в незаконной передаче водохранилища в частную собственность и отстранен от должности.
Комиссия, созданная после наводнения, выяснила, что одной из причин разрушения плотины стала ненадлежащая эксплуатация водохранилища владельцами. Кстати, владельцы плотины пытаются опротестовать передачу плотины в госсобственность.
Вообще, серия весенних паводков на востоке и юге страны, а также трагедия в Алматинской области обнажили одну общую проблему, начало которой следует искать сразу после распада Союза, в период повсеместного самоуправства с собственностью. По данным Комитета водных ресурсов Минсельхоза, в стране имеется 442 водохозяйственных объекта - водохранилища, пруды, каналы, различные водоемы. В республиканской собственности находятся 66 водохранилищ, в коммунальной - 157, в частной - 142 водоема, а 77 объектов бесхозны. Также было обнародовано, что в Алматинской области управление по эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений, которое есть во всех регионах, несколько лет назад ликвидировано по решению акима Серика Умбетова. Об этом спустя некоторое время после трагедии в селе Кызылагаш сообщила начальник Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции Анара Тлеулесова. В Алматинской же области функции управления и сама структура еще в 1997 году были переданы акимату Алматинской области. Акимат настоял, мотивировав это идеей о местном самоуправлении.
Пример с Кызылагашским водохранилищем - как иллюстрация потрясающей безответственности и халатности под крылышком у этого самого “управления”.
Как поясняет начальник Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции Анара Тлеулесова, передача Кызылагашской плотины в частную собственность произошла незаконно.
В апреле 1998 года решением акима Аксуского района водохранилище было передано в постоянное пользование крестьянскому хозяйству Куаныша Бекеева (позже преобразованного в ТОО “Шынар”). А уже в мае тогдашний председатель Комитета по водным ресурсам акимата Алматинской области А. Сабиров волевым приказом снял Кызылагашское водохранилище с баланса “Жетысумелиорация” и передал его в постоянное пользование частному лицу Куанышу Бекееву.
Никто и ухом не повел, когда 28 июля 2000 года вышел указ президента Республики Казахстан №422 “О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации и ее предварительным стадиям”, в соответствии с которым водохранилище должно было быть передано в коммунальную собственность.
Вместо этого, по словам Тлеулесовой, ТОО “Шынар”, которым руководит К. Бекеев, передает водохранилище в доверительное управление СПКВ “Кызылагаш” - сельскому потребительскому кооперативу водопользователей (где руководитель тот же К. Бекеев). Да и одним из учредителей СПКВ “Кызылагаш” является ТОО “Шынар”.
Теперь выясняется, что водохранилище не было принято госкомиссией в эксплуатацию. Бассейновая инспекция запретила наполнять и эксплуатировать водохранилище.
По ее словам, СПКВ “Кызылагаш” не раз обращалось в бассейновую инспекцию с заявлением на получение лицензии на специальное водопользование, но в течение двух с половиной лет инспекция отказывала в выдаче лицензии. Кроме того, руководство Комитета по водным ресурсам Минсельхоза РК с 2005 года неоднократно выходило на акимат Алматинской области с тем, чтобы решить вопрос возврата в республиканскую собственность Кызылагашского водохранилища, однако эти сигналы были проигнорированы.
Теперь обнародованы и некоторые данные относительно финансовой деятельности ТОО “Шынар”, в ведении которого оказалось Кызылагашское водохранилище. В поливной период вода продавалась сельским жителям нескольких районов по 23 тенге за один кубометр. Сборы за сезон составляли более 200 миллионов тенге, площадь орошаемых этой водой земель - минимум 7 тысяч гектаров территории Алматинской области.
Бассейновая инспекция неоднократно и настоятельно просила принять меры и решить вопросы, связанные с обеспечением безопасности населения и объектов, находящихся в зоне затопления в районе Кызылагашского водохранилища. Обращения направлялись в госорганы Алматинской области: председателю территориального Комитета госимущества и приватизации Б. Баймуханову, начальнику областного управления по ЧС В. Работягову, директору департамента архитектуры и градостроительства С. Фазылову, директору ДГП “Госархстройинспекция” А. Шадирову, прокурору Алматинской области С. Онгарбаеву, природоохранному прокурору Алматинской области Абишеву, акиму Алматинской области С. Умбетову, заместителю акима Алматинской области А. Тойбаеву.
Надлежащей реакции не последовало. Вместо этого на бассейновую инспекцию было вынесено представление прокуратуры Алматинской области за подписью заместителя прокурора Г. Миразова с требованием выдать разрешение на специальное водопользование СПКВ “Кызылагаш”. Инспекция возразила прокуратуре, после чего К. Бекеев подал иск на инспекцию.
Видимо, имеет основание высказываемое сейчас мнение, что безнаказанность и могущество К. Бекеева опираются на то обстоятельство, что до объединения Алматинской и Талдыкорганской областей он занимал должность зама акима Талдыкоргана. Его сын Азамат Бекеев работал в областной прокуратуре и мог лоббировать дела отца. К чести сына отметим, что в момент трагедии в Кызылагаше он был прокурором Талдыкоргана и позже попросился в отставку.
Кызылагашская трагедия живописует отечественную модель взаимоотношений представителей государства на местах и бизнеса, надзорных органов и правоохранительной системы. Со всеми нюансами демонстрирует, что если закон создает препятствия, то его можно просто не заметить. В нашей “системе ценностей” так происходит, увы, часто и повсеместно. Успокоить может лишь то, что это не в каждом случае ведет к таким жертвам. |