|
Юлиана Жихорь
На днях правительство отчиталось перед народом в онлайн-режиме, что с продовольствием в стране все в порядке. И, несмотря на рост цен, еды у нас предостаточно не только для собственного потребления, но и для экспорта. Однако “безопасности ради” решено на всякий случай ввести временное ограничение экспорта отдельных видов продуктов питания
В понедельник впервые в истории Казахстана заседание правительства транслировалось в прямом режиме в Интернете. Любой желающий мог воочию лицезреть, как более двух с половиной часов Кабмин решал насущные для казахстанцев вопросы. Начали, разумеется, с отчетов о продовольственной безопасности.
Выяснилось, что засуха нынешнего года желудкам казахстанцев не помеха. Урожай собрали более чем достаточный для удовлетворения внутренних нужд. Зерна хватает, масличных культур собрали тоже много. Однако цены на продовольствие продолжают свой неуклонный рост, как будто и не замечая отсутствия своего дефицита.
Так, уровень инфляции в августе оказался выше, чем за 8 месяцев предыдущего года - 4,6 процента против 4,3. Причем самыми высокими показатели инфляции оказались в Павлодарской и Южно-Казахстанской областях (по 5,1 процента), Восточно-Казахстанской (5 процентов), Акмолинской, Жамбылской и Северо-Казахстанской областях (по 4,7) и г. Алматы (4,9 процента). В принципе, 4,6 процента за 8 месяцев не является “смертельным” для казахстанской экономики, поскольку при соответствующих мерах стабилизации цен еще есть надежда уложиться в запланированный годовой коридор в 6-8 процентов.
Как сообщила глава Минэкономразвития Жанар Айтжанова, “для вхождения в запланированный коридор инфляции на 2010 год рост цен на продовольственные товары не должен превышать 9,7 процента”.
При этом удорожанию продовольственных товаров в августе текущего года к декабрю 2009 года способствовал рост цен на фрукты и овощи (на 14,6 процента), мясо и мясопродукты (на 9,3), сахар (на 6,7), молочные изделия (2,3 процента).
Несомненным лидером, если не по росту цен, то по их уровню, оказался главный город страны. Согласно данным Агентства по статистике, мука высшего сорта в Астане стоит 93 тенге за кило, при среднем уровне по республике 52 тенге, рис - 205 тенге при общестрановом 140. Гречка в Астане берет пример с российской “коллеги” - 243 тенге против 115 тенге в среднем по Казахстану.
При этом темп роста цен на продовольствие составил 5,5 процента, что в два раза выше, чем в прошлом году.
В сентябре продукты также дорожали. Больше всего в цене выросли мука, растительное масло и гречка (в среднем по республике повышение цен на гречку отмечается до 48,5 процента). То есть на то, чего, если верить министру сельского хозяйства, в стране - завались.
Глава МСХ Акылбек Куришбаев: “Валовой сбор зерна в бункерном весе составит порядка 13,5 миллиона тонн... С учетом переходящих запасов этих объемов будет достаточно для обеспечения внутренней потребности и экспортного потенциала порядка 7-8 миллионов тонн... Прогнозируемый валовой сбор масличных культур ожидается на уровне 780 тысяч тонн, из которых возможно получить порядка 270 тысяч тонн растительного масла. Что позволит практически полностью обеспечить потребность населения республики в растительном масле...
В текущем году посевные площади гречихи заняли 92 тысячи гектаров, что на 54 процента больше, чем в прошлом году. Ожидаемый валовой сбор составляет 53 тысячи тонн, что полностью обеспечивает потребность населения страны”. Кстати, потребление гречневой крупы в Казахстане невысокое и составляет порядка 11 тысяч тонн при максимальной норме потребления в 32 тысячи тонн.
По словам двух министров, причина роста казахстанских цен на гречку и растительное масло в неурожае у наших северных соседей. Дефицит этих продуктов на рынках стран СНГ спровоцировал трейдеров на повышение закупочной стоимости казахстанских продуктов и нарисовал нерадужную перспективу оттока продовольствия в соседние страны.
В качестве превентивной меры по защите отечественного внутреннего рынка Минэкономразвития и Минсельхоз предлагают ввести экспортную таможенную пошлину для третьих стран на семена масличных культур, подсолнечника, рапса и соевых бобов на постоянной основе и также временный запрет на вывоз семян для производства растительных масел и гречневой крупы.
Постановление по данному вопросу правительство может вынести уже на следующей неделе. К середине октября же страны Таможенного союза примут решение о возможном временном снижении импортных таможенных пошлин на три страны на некоторые продовольственные товары, в которых ощущается наибольшая зависимость.
Если людей едой более или менее обеспечивают, то вот с животными ситуация гораздо хуже. Точнее, с птицами. В связи с ростом цен почти в два раза на фуражное зерно есть угроза падения производства и, как следствие, повышения стоимости мяса птицы и яйца, так как в структуре их себестоимости до 70 процентов занимают корма. В настоящее время Продкорпорация прорабатывает вопросы закупа фуражного зерна у производителей. По расчетам Минсельхоза, объемы резерва зернофуража не должны быть ниже 200 тысяч тонн. При этом “найти способ его выпуска в виде ссуды с отсрочкой платежа, а также поддержать птицефабрики удешевленными кредитами и субсидиями”.
В общем, угрозу продовольственной безопасности в РК, как это ни парадоксально звучит, создает природный фактор - засуха, не уничтожившая у нас урожай, но засуха, создавшая дефицит продуктов у соседей. И трейдеры, желающие на рыночных основаниях помочь соседям заполнить дефицит, создавая его в родном отечестве. Или, как красиво сказал премьер, сие есть “кризис локальный, связан только с неурожаем в РФ, с запретом на экспорт и спекулятивным давлением”.
Кстати, многие вполне резонно задумываются о перспективах на будущее, памятуя о народных приметах, что-де засуха одним годом не ограничивается, растягиваясь на несколько лет (например, засуха 1920-1921 годов на Украине и в Европе, катастрофическая засуха в период с 1876 по 1879 год в Китае, длительные засухи в Индии в середине 60-х годов ХХ века, засуха в 1931-1933 годах в Поволжье). Однако премьер-министр, кажется, уже вжившийся в “шкуру” синоптика, дал позитивный прогноз: “В следующем году будет хороший урожай”. “Помяните мое слово”.
Астана |