|
Юлиана Жихорь
Сегодня страна празднует своеобразный юбилей - год без курения в некоторых общественных местах. Но похоже, что для отдельных полицейских слова “некоторые” в нашем законодательстве не существует...
Недавно полиция Алматы отчиталась о своей работе по соблюдению законности. Точнее, не о всей работе, а только о той ее части, что касается выявления фактов курения в незаконных местах.
По информации пресс-службы ДВД южной столицы, в середине сентября в Алматы был проведен рейд, в ходе которого “было проверено свыше шестидесяти общественных мест, в том числе кафе, рестораны, магазины, парки, скверы. Участковые инспекторы привлекли к административной ответственности свыше 100 человек”.
Казалось бы, молодцы. Если бы не одно “но”. Дело в том, что парки и скверы к общественным местам, где курить воспрещается, не относятся.
Безусловно, термин “общественное место” имеет широкое значение. По идее, таковым называется любое место, где есть общество, люди, то есть практически везде. Включая те же парки и скверы.
Однако Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения, которым, собственно, и введен запрет, оговариваются лишь некоторые из огромного списка. Пункт 5 статьи 159 главы 25 гласит: “Курение запрещается в: 1) организациях образования, а также в организациях для отдыха несовершеннолетних; 2) организациях здравоохранения; 3) пунктах общественного питания; 4) кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, в том числе в ночных клубах, на дискотеках; 5) музеях, библиотеках и лекториях; 6) неустановленных местах в поездах местного и дальнего сообщения, на судах воздушного, морского и речного транспорта, а также в салонах городских, междугородных автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта; 7) зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов; 8) государственных органах и организациях; 9) помещениях, являющихся рабочими местами; 10) подъездах домов”.
Ни о каких улицах и парках здесь речи не идет.
Однако порой полицейские трактуют закон весьма специфически. Недавно, например, в столичном парке наряд патрульно-постовой службы попытался оштрафовать граждан, идущих “с сигаретой в зубах”. ППСники долго доказывали курильщикам, что, согласно их внутренней инструкции, парк - общественное место, а значит, и курить тут запрещено. Ссылки “незаконопослушных граждан” на статьи Кодекса о здоровье наткнулись лишь на брезгливое: “Что, умные, что ли?” Лишь ответ: “Да, умные” и раскрытые журналистские удостоверения, подкрепленные словами: “Мы - парламентские журналисты и знаем содержание законов” - вынудили сотрудников ППС отступить.
Начальник управления общественной безопасности ДВД города Алматы полковник полиции Нурлан Алмасбеков, сообщая о проделанной подчиненными работе, радостно сообщил, что “за 8 месяцев 2010 года к административной ответственности привлечены 1300 правонарушителей (наложено штрафов - 1 591 615 тенге)”. Есть ли среди них не укладывающиеся в нормы кодекса, не известно. Но, судя по напору полиции, наверное, есть, и немало.
Кстати, в центральном аппарате МВД считают, что попытки оштрафовать за курение в любом, не входящем в вышеперечисленный перечень, месте - инициатива с мест. Причем незаконная. “В системе органов внутренних дел не имеется каких-либо внутренних инструкций, позволяющих привлекать к ответственности граждан за курение в местах, не входящих в вышеуказанный перечень, - сообщил на запрос “НП” заместитель председателя Комитета административной полиции МВД Игорь Лепеха. - Таким образом, привлечение к административной ответственности граждан за курение в местах, не указанных в статье 159 кодекса, будет являться незаконным”.
Незаконным также будет являться и штраф за курение в пунктах общественного питания, в поездах местного и дальнего сообщения, на судах воздушного, морского и речного транспорта, а также в салонах городских, междугородных автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта, зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов, если гражданин курит в специально оборудованном для этих целей месте.
Другой вопрос, что порой руководители подобных заведений не оформляют “курилки” в соответствии со всеми санитарными требованиями. Например, в местах общественного питания к курилкам предъявляются суперповышенные требования. А вот аэропортам проверяющие явно делают скидку.
К примеру, место для курения должно быть оборудовано вытяжкой, окном, местами для сидения, пепельницей и плакатами о вреде курения. Однако ни окна, ни плаката в международном аэропорту Астаны не наблюдается. Зато в столице нет ни одного кафе, где была бы отдельная зона для курения - все попытки владельцев их оборудовать наталкивались на “у вас все не так” и штрафы.
В общем, то, что курение вредит здоровью, известно всем, но то, что курение “в рамках закона” вредит еще и кошельку, стало известно только в последний год. Поскольку некоторые полицейские оказались не прочь “снять” с курящих граждан по одному МРП себе “на сигареты”.
Так что гражданам, пока в Казахстане не введен тотальный запрет на сизый дым, остается учить список запрещенных мест и, в случае, если кто-либо попытается им предъявить “за просто так”, то, как советует зампред Комитета административной полиции МВД Игорь Лепеха, “обратиться к вышестоящему руководству сотрудников полиции либо в МВД”.
Астана |