|
Фарида Галиева
Косметические прихорашивания Астаны и Алматы в преддверии Азиады, конечно, впечатляют; такое ощущение, что рабочие в оранжевых жилетах вознамерились разом переложить асфальт едва ли на половине улиц обеих столиц. Во всяком случае, в южной. Но, к сожалению, все в той же южной столице никак не могут решить проблему не менее, если не более важную в плане подготовки к Азиаде: навести порядок у воздушных ворот города - в Алматинском аэропорту
Увы, рассказывать алматинцам и их гостям об аховой ситуации в аэропорту не приходится: она им давно и хорошо известна. С конца 2004 года, когда пассажиров принял новый аэровокзал (построенный взамен сгоревшего), и по сию пору практически ничего не меняется. Речь идет в первую очередь о транспортной инфраструктуре. Аэропорт никак не связан с городом общественным транспортом: ни автобусами, ни троллейбусами, ни даже колхозными “маршрутками”! Что уж говорить об электричке или метро (ветку которого, кстати, куда рациональнее было бы протянуть именно до аэропорта; ну да что толковать об экономичности и рациональности нашего метро, проекта уже давно и безнадежно политического и иррационального...)
Это, конечно, никак не вяжется с такими характеристиками Алматы, как “международный финансовый центр”, “столица Азиады” и прочее (да и вообще - с нормальной современной международной практикой), зато, очевидно, выгодно для руководства аэропорта. По крайней мере, для бывшего руководства, которое вместо станций и остановок устроило из привокзальной площади гигантскую платную стоянку. Никогда, разумеется, не пустующую - ведь город и порт ничем не связаны, кроме личного автотранспорта и таксистов.
К слову, о последних. Назойливые, разношерстно-неряшливые, крикливой толпой заполонившие терминал прилета - именно с этого собирательного образа частных извозчиков вынужден начинать свое знакомство с южной столицей приезжий, а житель города - связывать свое возвращение домой.
И еще один красноречивый штрих - пробки у шлагбаумов при выезде с привокзальной площади в город. Зачем вообще понадобились эти шлагбаумы? - спросите вы. Ну а как же: ведь поскольку вся площадь, кроме узенького периметра, превращена в стоянку, трафик нужно поторапливать. Раньше для улетающих были введены бесплатные 15 минут, но потом эту роскошь убрали, и платит теперь всяк, сюда входящий. Вернее, въезжающий.
В результате Алматы последние шесть лет имеет не парадные ворота (воздушные) современного города, а убогую тесную калитку. И постыдную, и просто неудобную.
|
Без движения |
Правда, в начале лета появилась надежда, что ситуация может измениться в лучшую сторону. В частности, “НП” писало о том, что в результате обращения нынешнего президента АО “Международный аэропорт Алматы” Айбола Бекмухамедова в финполицию с заявлением о злоупотреблениях предыдущего руководства предприятия стало известно, что из 211 миллионов долларов собственных и заимствованных средств аэропорта 100 миллионов, что называется, “пропали”.
Мы тогда предположили, что эти “подвиги”, собственно, и стали причиной смены команды. Ведь Азиада становилась все ближе и реальней (тотальное обновление руководства состоялось, напомним, в конце прошлого года), и что-то, очевидно, надо было делать с этим “международным позорищем Алматы”.
А шеф национального авиаперевозчика - президент АО “Эйр Астана” Питер Фостер, даже выступил с заявлением о желательности национализации воздушной гавани южной столицы:
- Все считают, что аэропорт нужно забрать у частного монополиста, - сказал Фостер. - Это стратегический актив государства, и он должен управляться централизованно. Например, Фондом “Самрук-Казына”. А для оперативного управления аэропортом можно пригласить крупную компанию, на этом специализирующуюся, так делается во всем мире. В данном случае контроль со стороны государства - это путь к прогрессу.
Но, к сожалению, за прошедших три месяца (и за пять оставшихся до начала Азиады) ничего так и не изменилось. Более того, ситуация лишь ухудшилась. Общественного транспорта как не было, так и нет. Зато таксистов в терминале прилета, такое ощущение, стало еще больше и проходу они не дают прилетающим еще нахальнее. Как будут добираться до города гости Азиады? На этих упырях, дерущих с людей три цены, а с иностранцев, уверены, и все десять?!
Дальше - больше. Те несчастные бесплатные 15 минут, которые прежде давались на подъезд к терминалу (и обратно), теперь отменили. Деньги отныне берут со всякого въезжающего. Но это лишь полдела. На шлагбаумах стоят работники аэропорта и пропускают машины за нал, минуя аппараты! В результате пробки, и прежде неприличные, стали просто позорными.
Мы не знаем, как продвигается дело с расследованием финансовых нарушений прежнего руководства аэропорта во главе с Таиром Идрисовым. Но если ситуация в самое ближайшее время не изменится, боимся, нынешняя команда под началом Айбола Бекмухамедова в глазах общественности не слишком будет отличаться от предшественников...
Повторимся: после долгих лет бардака в Алматинском аэропорту и связанных с ним потребительских унижений надежда на наведение порядка оставалась лишь в связи с проведением Азиады (как говорится, чтоб не осрамиться перед иностранцами: что ж поделать, раз такой у нас менталитет?!) И смену руководства, и последующие разоблачения хотелось воспринимать именно в этом контексте. Но, похоже, мы выдавали желаемое за действительное. И в феврале Алматы все-таки покажет всему миру свое настоящее, “толчковое” лицо.
Если “прокатит” с иностранцами - страшно подумать, что нас, неиностранцев, ожидает потом... |