|
Юлиана Жихорь
Природные катаклизмы нынешнего года обострили стоящую перед человечеством весьма печальную перспективу дефицита продовольствия. Засухи и наводнения, погубившие значительную часть урожая во многих странах мира, подхлестнули цены на продукты питания. Казахстан не стал исключением - несмотря на официальные заверения правительства о стабильности цен на продовольствие, рынок берет свое
На днях пришли печальные вести из Восточного Казахстана - растут цены на основные продукты питания. По данным департамента статистики ВКО, этим летом рекордсменом по подорожанию стала капуста - ее стоимость возросла более чем на 80 процентов. На втором месте по темпам роста морковь - ее цена подскочила на 67 процентов, затем - репчатый лук и свекла (60 процентов), картофель (20 процентов).
В цене выросли и мясные продукты. Говядина подорожала на 14 процентов, свинина и мясо птицы - на 7 процентов, баранина - на 9 процентов. Мясные полуфабрикаты выросли в цене на 14 процентов, а колбаса - на 6. Аналогичные темпы роста отмечены и у молочных продуктов, средний рост которых составил 5-6 процентов.
Рост цен на продукты питания значительно опережает рост заявленной инфляции за полугодие в 4,6 процента (прогноз на год - 6-8 процентов).
Эти показатели стали зеркальным отражением общемировых процессов удорожания основных продуктов питания. Причем данная тенденция началась еще несколько лет назад, обострившись засухой нынешнего лета.
В России, которая для удовлетворения внутренней потребности вынуждена импортировать зерно, ситуация еще хуже. Мэр Москвы уже обратился к Казахстану с просьбой продать городу порядка 300 тысяч тонн зерна. Но пока принимается решение, москвичи скупают в магазинах немногое оставшееся.
Уже несколько дней как с полок магазинов российской столицы пропала гречневая крупа. Немногочисленные оставшиеся запасы тут же поступили в продажу по цене в 3-4 раза выше “докризисной” - цена гречки подскочила с 20 до 70 рублей за килограмм.
В общем по России, как признают эксперты, цены на продукты первой необходимости вышли из-под контроля. Цены на муку и гречку (где они еще остались) увеличиваются в среднем на 15 процентов в неделю. Похожая ситуация с рисом и пшеном.
Российские экономисты предрекают только ухудшение ситуации. Рост цен продолжится, охватывая все более широкий ассортимент: подорожают не только хлеб, крупы и растительное масло, но и картофель, капуста, морковь, свекла и другие овощи.
Не отстанут в цене молоко и мясо. Особенно резкий скачок цен на мясомолочную продукцию придется, скорее всего, на весну, когда подойдут к концу запасы фуражного зерна и животноводам придется нести дополнительные расходы на корма. Российские экономисты предполагают, что скотоводы, дабы сберечь поголовье, предпочтут импортировать кукурузу, что автоматически вызовет рост цен по всей продовольственной цепочке: от молока и его производных до сырого мяса и колбасных изделий.
|
Была бы “капуста” |
На вопрос - откуда везти - у многих россиян ответ готов: из ближнего зарубежья. Наиболее выгодный вариант - Единое таможенное пространство без границ и ограничений. (На данный момент в Минсельхозе Республики Казахстан экспортный потенциал зерна в 2010-2011 маркетинговом году оценивают в 8 миллионов тонн. В апреле в министерстве экспортный потенциал республики на текущий маркетинговый год прогнозировали в 12,5-13 миллионов тонн).
В случае если российские покупатели придут за более дешевым, чем в РФ, казахстанским продовольствием, это автоматически взвинтит цены и на нашем внутреннем рынке. Так что вполне возможно, что одним Восточным Казахстаном продуктовая инфляция не ограничится.
Кроме того, по народным приметам, Казахстан ожидают несколько засушливых лет. Причем говорить о засухе начали еще несколько лет назад. Прошлым летом, например, в весьма дождливый его период, довелось мне беседовать с одной сельской жительницей, поведавшей свои опасения: “Вода в колодцах уходит. Наверное, засуха будет на следующий год”.
За другими примерами тоже не надо далеко ходить - курорт Боровое близ Астаны служит ярким подтверждением слов сельчанки. Несколько маленьких, но красивейших озер практически исчезли с лица земли - за пять-шесть лет вода ушла. Пересохли ручьи и подземные ключи. Старожилы говорят, что такие “весточки” говорят об ожидающейся засухе.
По сути, первый “колокольчик” ее прозвучал уже несколько лет назад. Тогда из-за небольшого количества снега и весенних дождей сгорели почти все озимые. Тогда же в стране активизировалась работа по внедрению влагосберегающих технологий в сельском хозяйстве. Но не успели... Нынешним летом недосчитались половины яровых.
По сути, аналогичные же “приметы” были замечены и в России.
Сегодня синоптики утверждают, что предсказать засуху можно лишь в краткосрочном прогнозе, чуть ли не за несколько дней. Прогноз же засухи с заблаговременностью в несколько месяцев или даже недель - задача долгосрочной синоптики. И пока эта задача не поддается надежному решению. То есть надежный прогноз засухи возможен лишь в некоторых случаях и не всегда с требуемой заблаговременностью. Казахстанская наука это лишь подтверждает.
Дело в том, что прогноз на урожай и на погоду грядущим летом Минсельхоз и синоптики озвучивают не ранее апреля-мая, в то время как за рубежом такие данные можно получить уже в феврале.
Но то, что не может сделать наука, давным-давно научились предсказывать ненаучным способом - наблюдая за природой и выводя “народные приметы”. Например: “Если февраль дождливый, то такими же можно ожидать весну и лето, а если погодливый, то предвещает засуху”, “Если весною после разлива лед остается на берегу, год будет тяжелый, урожай плохой”, “Если весною снег тает от солнышка - будет урожайный год, a от дождя - засуха”.
Быть может, синоптикам уже стоит начать прислушиваться к таким сгусткам народного опыта, чтобы в будущем засуха не стала для них, а заодно для чиновников из Минсельхоза, неожиданностью.
Астана |