|
Тот, кто смотрит на дело с обеих сторон, обычно не видит ни одной из них
Прогресс - это когда у соседа “Жигули”, а у тебя “Бентли”
Среди всевозможных рейтингов есть очень даже экзотические. Вот, к примеру, на неделе опубликован очередной рейтинг “Лучших стран мира” журнала “Ньюсуик”. Сравнивались сто стран мира по таким позициям, как образование, здравоохранение, качество жизни, динамичность развития экономики и политическая обстановка.
Ожидаемый результат всех подобных рейтингов, конечно же, давно обкатан и известен. Среди лидеров, как правило, скандинавы или, на худой конец, какие-нибудь австралийцы или новозеландцы. Вот и на сей раз среди лидеров у “Ньюсуика” - Финлядндия, Швейцария и Швеция. Тогда как среди аутсайдеров - Нигерия, Камерун и Буркина-Фасо (бывшая французская колония Верхняя Вольта).
В Финляндии, по мнению журнала, самая лучшая система образования. В общем-то это известно давно. Лет десять тому назад финская система образования вообще была признана образцом для остальных стран Европейского союза. Причем как высшего образования, так и среднего.
Любопытно, да? В том смысле, что у нас почему-то престижным считается получать образование отнюдь не в этой стране, а в какой-нибудь англоязычной. Хотя, например, Англия уже давным-давно никаким образцом в сфере образования не является, а, скорее, напротив - там халтурного, ничего практически не дающего “образования” столько, что даже соответствующие местные органы предупреждают потенциальных студентов: не гонитесь за брендом, их у нас море, тогда как хороших университетов - единицы.
Но наш, к примеру, Центр международных программ, ведающий президентскими грантами “Болашак”, по-прежнему отправляет наших студентов целыми когортами то в Англию (их среди стипендиантов большинство), то в США, то еще куда-нибудь в Канаду. Страны, конечно, комфортабельные и в сравнении с нашей безопасные и развитые, но ведь нам-то нужно эффективное образование, а не репутация страны, которой мы платим огромные деньги за обучение. Особенно в так называемых “престижных университетах”.
А вот в Финляндии никакой иерархии между университетами не существует. То есть никто там не выпячивает какой-то местный Оксфорд или Кембридж, а все университеты равны по своему статусу и положению. Иными словами, там не сдирают деньги за престиж, или, проще, за понты. А к диплому университета относятся не как к бумажке, дающей прежде всего социальный статус, а как к документу, свидетельствующему о реальной подготовке специалиста. Именно так характеризуется финское обучение в отчетах экспертов Еврокомиссии в области образования.
Но вернемся к Бурки... то бишь к рейтингу. Мы в нем на 61-м месте. Плохая у нас, по мнению “Ньюсуика”, политическая обстановка и отвратительное здравоохранение. А вот образование, как они считают, как раз гораздо лучше. По здравоохранению мы, к примеру, 82-е из ста, а по образованию - 14-е.
А вот по качеству жизни, так же, как и по динамике развития экономики, мы на 45-м месте. Здесь первенствуют Норвегия и Сингапур. Да, собственно, сравнение в этом рейтинге (как, впрочем, и в других, ему подобных) может быть только виртуальным, отвлеченным. Как можно сравнивать динамику развития экономики стран, начисто лишенных природных ресурсов и зарабатывающих на хлеб своими руками и мозгами, с “развитием” стран, просто и легко продающих то, что они никогда руками и мозгами не создавали? О какой “сравнительной динамике” развития может идти речь? Или о каком сопоставлении экономик?
Вы можете возразить: у Норвегии есть нефть. Как и у нас. Но не все знают, что живет Норвегия так, как будто у нее нефти нет. То есть деньги, от нее вырученные, она на “Мерседесы” и прочие бренды не тратит (вернее, не дает на все это воровать), а вкладывает их в будущее - в реальное (а не понтовое) образование молодежи, в инновации, в приобретение новейшей техники и оборудования. Так что сравнение здесь более чем уместное.
В общем, им, составителям рейтингов, конечно, виднее... Хотя как там считали и кого опрашивали, сказать трудно. Создается впечатление, что образование, например, оценивалось у нас вкупе с тем, что еще осталось у старшего и среднего поколений - то есть советское. Совсем даже неплохое. И - бесплатное. А вот современное наше, платное и далеко не всем доступное, оно, конечно, есть, но мнения о нем весьма разные.
Так что оставим и мнение “Ньюсуика” на его совести. |