|
Анна Шелепова
Дорогой наш турист
Туристический рынок Казахстана оказался в весьма сложном положении. Причиной тому вольная трактовка поправки, которая полтора года назад появилась в налоговом законодательстве. Она обязывает иностранных партнеров отечественных туркомпаний платить налог в казахстанскую казну в размере 20 процентов от полученных с наших туристов денег. Разумеется, это обязательство вызывает массу вопросов у иностранных партнеров, и они автоматически поднимают для наших туристов цены, а значит, расходы перекладываются на туристов.
Всего же отдых подорожает в 63 странах с льготным налогообложением. В их числе Сингапур, ОАЭ, Мальдивы, Малайзия, Франция, Великобритания, Филиппины и Канарские острова, Черногория, Кипр, Доминикана, несколько штатов Америки. Примечательно, что отдых станет дороже исключительно для обладателей казахстанских паспортов
В переводе с казенного языка это означает, что в налоговом законодательстве в 2009 году появилась норма, согласно которой иностранная гостиница или иные иностранные партнеры из стран с льготным налогообложением, которые предоставляют услуги нашим туристам, должны заплатить 20 процентов налогов в бюджет Казахстана.
Согласно кодексу, налогом облагаются доходы лиц, зарегистрированных в странах со льготным налогообложением, получаемые от резидента Казахстана или нерезидента, имеющего постоянное учреждение в республике. То есть если бы наши туркомпании имели часть своего бизнеса в этих странах, поправка, по словам игроков рынка, была бы справедливой. Однако казахстанские турфирмы не имеют долей собственности или прибыли в отелях стран со льготным налогообложением и, соответственно, не могут облагаться дополнительным налогом.
- Это вызывает вопросы у наших иностранных партнеров, - комментирует глава Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова. - Владельцы отелей спрашивают, почему они должны платить 20 процентов в бюджет нашей страны. Если это законная норма, то логично, что руководитель гостиницы повышает стоимость своей услуги на 20 процентов. Эта норма создает большие проблемы как для туррынка Казахстана в целом, так и для каждого туриста, так как конечным плательщиком этого налога становится потребитель.
Как может развиваться ситуация, учитывая это обстоятельство? Либо гостиницы повысят ровно на 20 процентов стоимость своих услуг, либо турагентства - чтобы не разориться.
Платить из собственного кармана владельцы туркомпаний не станут, поскольку их прибыль с каждой сделки меньше, чем требуемый налог. Уже есть случай, когда алматинская туркомпания отправила молодоженов на экзотический курорт. Выгода от сделки, по словам директора туркомпании, составила 12 процентов, а заплатить пришлось 20... Когда проблему невозможно решить законным путем, то создается хорошая база для незаконных махинаций.
- Сегодня мы находимся в такой ситуации, когда нужно выбирать - или закрывать туристскую компанию, или повышать стоимость турпродукта в ущерб клиентам, или работать в незаконном поле, - добавляет Рашида Шайкенова.
По ее словам, альтернативы нет. В конечном итоге налогообложение турагентств Казахстана достигает 70 процентов, включая отчисления НДС, КПН с заработных плат.
Как глава ассоциации, она неоднократно обращалась в налоговые инстанции и в парламент Республики Казахстан с предложением внести в Налоговый кодекс уточнения, согласно которым указанные нормы не будут распространяться на туркомпании, но ответа по сей день нет.
По словам собеседницы, может произойти заметное удорожание турпродукта. Грубо говоря, если поездка обходилась на одного человека в сто тысяч тенге, то теперь она обойдется в 120. А если посчитать на семью хотя бы из трех человек - сумма повысится ощутимо.
Конечно, турист может самостоятельно оплатить услуги гостиницы напрямую через банк. В этом случае туркомпания теряет своих клиентов, соответственно, сокращает рабочие места, не платит те же налоги.
Комментирует владелица одной из туристических компаний Раушан Касенова: “Если турист сам перечисляет за границу деньги, то он не платит эти 20 процентов. Но цель турагентства - предоставить гарантию отдыха. Получается, что в данном случае у клиента повышаются риски, деньги могут попросту пропадать”.
Как нам пояснили в Министерстве туризма и спорта, эта ситуация вызвала непонимание, и специалисты министерства намерены отослать официальный запрос в налоговый комитет Минфина, чтобы получить разъяснения, на каком основании наши компании или иностранные партнеры должны платить 20 процентов.
Комментирует Дарига Камзебаева, директор департамента развития туризма, спорта и международного сотрудничества МТС РК: “Это нонсенс. Если бы у наших компаний были собственные отели за границей, тогда бы эта поправка была уместна.
Но наши турфирмы оказывают лишь посреднические услуги. Министерство этот вопрос не оставит без внимания и проследит за предоставлением разъяснений”.
Скорее всего, министерство выступит за внесение изменений в вышеуказанные статьи в части, касающейся туристской деятельности в целях решения этих проблем. |