|
Олег Червинский
Намерение правительства Казахстана перевести все нефтегазовые проекты, действующие в режиме соглашений о разделе продукции (СРП) на общеустановленный налоговый режим, натолкнулось на жесткое сопротивление инвесторов. Сразу несколько западных бизнес-ассоциаций направили на имя премьер-министра страны коллективное письмо, в котором заявили о незыблемости заключенных контрактов и возможности судебных разбирательств по этому поводу в международных арбитражах
“НП” в начале года писало о том, что правительство предложило инвесторам начать переговоры по механизму перевода действующих СРП на текущий налоговый режим (см. “Вне закона”, “НП”, 26 февраля 2010 года), одновременно прогнозируя, что одними переговорами дело вряд ли ограничится и не исключены конфликтные ситуации. Дело в том, что экономически механизм СРП, несомненно, выгоднее для инвестора, нежели оплата предусмотренных налоговым законодательством платежей: де-факто он получает возмещение всех своих понесенных при разведке и разработке месторождения затрат, и лишь потом финансовый ручей с месторождения начинает пополнять государственную казну.
Подобные соглашения республика подписывала в начале 90-х, на заре независимости, и это была вынужденная мера. У Казахстана тогда не было ни денег, ни кадров, ни технологий, чтобы самостоятельно разрабатывать такие крупные месторождения, как Тенгиз, Карачаганак, Кашаган. Точное количество подписанных СРП по сей день официально не озвучивается, более того, их перечень охраняется заинтересованными ведомствами пуще государственной тайны, а потому остается лишь предполагать, какие еще проекты работают по этой, не совсем выгодной в нынешних экономических условиях, для Казахстана, схеме.
К тому же специалисты отмечают, что СРП выгодны для инвестора еще и тем, что позволяют “раздувать” затратную часть: покупать оборудование и технологии по завышенным ценам, нанимать аффилированных подрядчиков, увеличивать фонды оплаты труда и командировочных расходов. Ведь вся эта затратная часть покрывается добытой казахстанской нефтью. А проконтролировать правомочность и эффективность всех затрат компетентный орган в лице Миннефтегаза зачастую не в состоянии. Вот почему в январе 2010 года на заседании правительства президент страны Нурсултан Назарбаев дал поручение путем переговоров перевести СРП на обычный налоговый режим: “Все наши контракты работают по налоговому законодательству на момент их подписания. Нам надо проработать вопрос о том, чтобы выходить из зоны неприкосновенности, чтобы все работали по тем же изменениям в налоговом законодательстве, которые произойдут в будущем”.
А в начале августа инвесторов ждал еще один неприятный сюрприз: введение экспортной таможенной пошлины на сырую нефть и нефтепродукты. Поставки нефти из Казахстана уже облагались пошлиной с 17 мая 2008 года до 26 января 2009-го, когда цены на мировых рынках зашкаливали, и правительство озаботилось изъятием сверхприбылей нефтяников. Размер пошлины варьировался от 109,91 доллара за тонну (с момента введения и до 11 октября 2008 года) до 203,80 доллара за тонну (с октября 2008 года до 19 января 2009 года). На момент отмены размер пошлины составлял 139,79 доллара за тонну. 1 января 2009 года в Казахстане вступил в силу новый Налоговый кодекс, в соответствии с которым недропользователи стали платить рентный налог на экспортируемые нефть и газовый конденсат, находящийся в прямой зависимости от мировой цены на эти товары. И вот, хотя и в гораздо меньшем размере (20 долларов за тонну), ЭТП возрождена.
Примечательно, что министр финансов Болат Жамишев, комментируя на заседании правительства введение ЭТП, заявил, что пошлиной будут облагаться не все недропользователи: “Экспортная пошлина вводится по нефти ко всем экспортерам нефти, за исключением тех, у кого в СРП есть стабильность по данному виду платежей, а также по контрактам, по которым есть стабильность по экспортным пошлинам, за исключением соглашений, утвержденных решением главы государства”. Позже в кулуарах заседания он уточнил, что и “Тенгизшевройл”, и “Карачаганак Петролиум Оперейтинг” будут платить пошлину, несмотря на гарантированную в свое время им стабильность фискального режима.
Здесь нелишним будет вспомнить, что в “первое пришествие” ЭТП (2008-2009 годы) правительство все-таки заставило КПО уплатить все пошлины сполна. Однако, сделав это, компания “Би Джи”, как оператор консорциума, обратилась в международный арбитраж с иском, в котором потребовала правительство вернуть более 1 миллиарда долларов США, излишне уплаченных, по их мнению, в государственный бюджет. В результате переговоров “Би Джи” согласилась приостановить судебные разбирательства, но взамен ей пришлось пойти на переговоры с компетентным органом об увеличении казахстанского присутствия в проекте.
Идея перехода на общеустановленный фискальный режим, когда придется платить с добытой нефти все предусмотренные законодательством налоги, пошлины и сборы, энтузиазма у недропользователей, мягко говоря, не вызывает. Как стало известно “НП” из компетентных источников, на прошлой неделе Ассоциация “Казахстан Петролеум”, Американская торговая палата в Казахстане и Европейская бизнес-ассоциация в Казахстане направили совместное письмо (копия имеется в “НП”) на имя премьер-министра Казахстана Карима Масимова, в котором они выражают озабоченность инициативой “компетентного органа (Министерства нефти и газа) о проведении ряда встреч с определенными недропользователями, являющимися сторонами подписанных СРП, в целях пересмотра условий существующих СРП и внесения поправок в них с тем, чтобы привести их в соответствие с новым налоговым режимом, предусмотренным в новом Налоговом кодексе Республики Казахстан, тем самым фактически отрекаясь от стабильности соглашений”.
Авторы письма напоминают, что в свое время принятием законов “Об иностранных инвестициях”, “О недрах”, “О нефти”, “О разделе продукции” государство гарантировало участникам СРП стабильность контрактов, и именно поэтому инвесторы пришли в Казахстан. “Устраняя налоговую стабильность, Казахстан тем самым нарушит не только обязательства, оговоренные в СРП, но и обязательства, предусмотренные ратифицированными двусторонними соглашениями, заключенными с многочисленными странами-партнерами. Более того, аналогичные гарантии являются неотъемлемой частью Договора Энергетической хартии, участником которого является Казахстан”.
Кроме того, недропользователи “обеспокоены очевидной непрозрачностью и закрытостью процесса и, как результат, возможностью произвольного применения инициативы Министерства нефти и газа и дискриминационного подхода при внесении поправок в некоторые СРП”.
Авторы обращения к премьер-министру заявляют о готовности использовать “все имеющиеся законные средства с тем, чтобы как-то защитить свои законные права и интересы”. Более чем прозрачный намек на будущие встречи в международных арбитражных судах. Впрочем, похоже, Карима Масимова подобная перспектива не страшит. Он поручил создать специальную группу юристов в составе Минфина, которые будут специализироваться на судебных спорах с инвесторами: “Даю поручение Минюсту по примеру, как в налоговой службе, создать специальный отдел с особой формой заработной платы, с набором туда высококвалифицированных специалистов, которые будут работать только по нашим судебным искам в зарубежных судах”.
Чем закончится конфликт? Известный политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев считает реальными два сценария: “Правительство Казахстана стоит перед выбором двух моделей поведения: либо пересмотреть все СРП, включая Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, но тогда возможны серьезные скандалы, либо принять такие национальные законы, которые вступили бы в противоречие с СРП. В этом случае правительство всегда сможет ссылаться на обеспечение национальной безопасности и защиту национальных интересов. Ставка, скорее всего, была сделана на второй путь, об этом говорит недавнее принятие Закона “О недрах и недропользовании”. С другой стороны, последние заявления президента об ужесточении контроля над деятельностью иностранных добывающих компаний и увеличении их участия в реализации новой форсированной индустриально-инновационной программы указывают на то, что Нурсултан Назарбаев с самого начала поддержал основные положения нового закона”. |