Амнистия - это милость государства к тем, кого держать уже не по карману
Закрытый надлом
Бунт в колонии общего режима в поселке Гранитном в Акмолинской области, подавленный на этой неделе, стал новостью, обошедшей все мировые информационные ленты. Причем информагентства констатировали особую “активность” Казахстана в сфере соблюдения прав человека, свободы прессы и прочего именно в год председательства страны в ОБСЕ.
Как всегда, официальные сообщения о происшедшем и то, что говорят родственники заключенных, абсолютно разные. По версии руководства “учреждения ЕЦ-166/25” бунт был спровоцирован. “Несколько осужденных отрицательной направленности” в целях дестабилизации обстановки в учреждении выдвинули незаконные требования по ослаблению режима содержания. При этом они наносили себе раны. Всего таких из 388 заключенных оказалось 10 человек, которых поддержало более трехсот узников колонии.
По версии же родственников бунтовщиков, в учреждении применялись пытки. Режим содержания жестокий, процветает произвол со стороны начальства. Так это или нет, должно, установить следствие.
Ничего не сообщается о подробностях подавления бунта, о жертвах, убитых и раненых. Лишь скупо: пострадавшие вывозятся в медицинские учреждения. По неофициальным каналам сообщают, что среди заключенных есть погибший.
Заметим, что коалиция казахстанских НПО против пыток неоднократно призывала власти страны обратить внимание на ситуацию в исправительных учреждениях. Последнее такое обращение было связано с докладом представителя ООН Манфреда Новака, который обследовал казахстанскую пенитенциарную систему и озвучил свой доклад.
Он пришел к выводу, что в Казахстане пытки используются для получения признательных показаний в ходе предварительного следствия, а также в качестве меры наказания в исправительных учреждениях. В прошлом году было зарегистрировано 286 обращений на эту тему.
Манфред Новак также констатировал, что условия проживания во многих колониях и местах содержания под стражей остаются плохими. Эта система в Казахстане не выполняет одно из основных требований международного права - реабилитацию и реинтеграцию осужденных. А пенитенциарная политика в стране носит, прежде всего, карательный характер.
Исправительные учреждения переполнены. В последнее время в них наблюдается резкий рост числа заключенных, которые в камерах вынуждены спать по очереди. Склонностью к пыткам отличаются сотрудники полиции. А закрытость исправительной системы, из которой человек не может контактировать с внешним миром, не позволяет дать о себе почти никакой информации.
Что, собственно, и подтвердили события, произошедшие на этой неделе в поселке Гранитном под Астаной. Будут ли сделаны выводы из всего этого? Будет ли, в конце концов, реальный анализ ситуации в обществе? Или мы по-прежнему будем жить предвкушением саммитов и форумов, съездов и празднований? |