|
Юлиана Жихорь
Засуха нынешнего лета на постсоветском пространстве и ливневые дожди в Канаде могут обострить проблему дефицита продовольствия в мире. Уже сейчас можно говорить о грядущей нехватке зерновых не только в беднейших странах мира, но и в странах производителях
О грядущем остром дефиците продовольствия в мире активно заговорили осенью 2007 года, когда цены на зерно подскочили до небывалых высот - до 350 долларов. Первые симптомы глобального продовольственного кризиса наблюдались в Китае и Индии, а также в традиционно импортозависящих странах - Африки и Азии.
Традиционно основная составляющая продовольственной проблемы - существующие условия и возможности производства в каждой стране, помноженные на экономическое состояние государства при его нацеленности на собственное производство. Значительную роль также играют “кухонные традиции” населения и складывающийся от этого избыток или недостаток отдельных продуктов.
Дефицит по многим товарным группам отчасти провоцируется трейдерами и странами-производителями, однако в целом обусловливается также неблагоприятными погодными условиями, непредвиденной эпизоотической обстановкой, порой вынужденно останавливающей экспорт продуктов питания. А также социальными катаклизмами в ряде стран, экспорт из которых ограничен или запрещен.
Однако главным фактором устойчивого роста спроса на продовольствие на мировом рынке эксперты отмечают опережающий рост народонаселения планеты по сравнению с приростами производства и сбыта продовольствия. Причем данная тенденция наблюдалась в течение всего ХХ века. И попытки ряда международных организаций увеличить объемы сельхозпродукции (в том числе за счет выделяемой финансовой помощи ряду стран) ситуацию не изменили - опережение роста населения ежегодно составляет 1,1-1,3 процента, вследствие чего наметилась устойчивая тенденция сокращения переходящих запасов продовольствия.
Дефицит вызвал резкий рост цен - за 2007-2009 годы цены на основные продукты питания выросли на 80 процентов. По отдельным категориям продуктов рост цен составил более 100 процентов. Особенно быстро растут цены на базовые продукты первой необходимости - пшеницу, рис, кукурузу, сою, растительное масло. Например, в “зерновой пик” 2007-2008 годов цены на высококачественную продовольственную пшеницу возросли в 5 раз и составили почти 1000 долларов за тонну. По данным Всемирного банка, только в прошлом году в 26 развивающихся странах был отмечен значительный рост колебаний цен на продовольствие.
Согласно прогнозам Всемирного банка, в ближайшие 10-15 лет цены на продукты питания будут стабильно расти. При этом до 2020 года может сохранится тренд роста объемов мирового потребления продовольствия, международной торговли агропромышленной продукцией и цен на основные виды сельскохозяйственных товаров.
В нынешнем году на рост цен в значительной степени повлиял природный фактор - засуха в России, Украине, Казахстане и ЕС, а также ливневые дожди в Канаде.
Всемирный банк также считает, что подхлестнуть мировых трейдеров зерна может и эмбарго на экспорт зерна и его производных (пшеницы и ячменя, ржи, кукурузы, муки пшеничной или пшенично-ржаной), введенный Россией с 15 августа. Причем мировых импортеров больше всего пугает факт неизвестности снятия данного запрета. В настоящее время речь идет о том, что введенный до декабря запрет может быть пересмотрен в октябре. Однако де-факто, как говорят российские зерновики, о разрешении экспорта может пойти речь не раньше середины 2011 года - когда станут известны перспективы на урожай 2011 года и Россия сможет торговать остатки урожая 2010 года.
Правда, по мнению экспертов, остатков может и не остаться. Накануне премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что урожай зерна в России в 2010 году может составить всего 60-65 миллионов тонн против ожидавшихся ранее 70-75 миллионов (урожай зерна в РФ в 2009 году составил 97,1 миллиона тонн, в 2008-м - 108,2 миллиона).
При этом на внутреннее потребление России ежегодно требуется порядка 78 миллионов тонн. На сегодня у РФ есть в запасе 9,5 миллиона тонн зерна интервенционного фонда и 21 миллион тонн переходящего остатка с прошлого года. То есть при урожае в 65 миллионов тонн экспортный потенциал (без учета необходимости сохранения части зерна в качестве переходящего остатка) может составить порядка 17,5 миллиона тонн. Однако, судя по настроениям в Москве, на экспорт они вряд ли пойдут даже в 2011 году - на значительной территории России нынешней осенью не будут посажены озимые, что в значительной мере повлияет на уровень урожая будущего года.
В Астане уже ожидают просьбы Москвы переориентировать казахстанский экспорт на российские рынки. Тем более, что перспективы урожая этого года у северного соседа таковы, что Россия впервые за последние 15 лет может столкнуться с необходимостью импорта ржи для производства муки: валовое производство ржи ожидается в объемах 2-2,2 миллиона тонн, включая непродовольственную, доля которой составляет 15-20 процентов. Потребности РФ в производстве данной муки составляет порядка 1,8 миллиона тонн продовольственной ржи.
Сложившаяся ситуация и ожидание снижения мировых запасов пшеницы со 197 до 192 миллионов тонн к июню следующего года уже вызвали “волну” цен на мировом рынке. Две российские компании уже расторгли контракты на поставку российской пшеницы в Бангладеш на 65 тысяч тонн пшеницы. Ряд компаний сейчас пересматривают контракты по поставке пшеницы в Египет, который является крупнейшим мировым импортером этого вида зерновых. Отсрочка или срыв контрактов может коснуться и других компаний, поставляющих российское зерно в другие страны Северной Африки и Азии. (С момента объявления о запрете вывоза экспортеры увеличили вывоз зерна из портов Краснодарского края. Из-за этого стоимость фрахта возросла более чем вдвое. Ставки фрахта на судах дедвейтом 3-5 тысячи тонн из Черного моря в Египет выросли с 43 до 90 долларов за тонну.)
Это, безусловно, открывает новые возможности для других поставщиков зерна на мировые рынки: США, Австралии и Аргентины. Однако для бедных стран это не “компенсация” - менее чем за два месяца цены на пшеницу в мире выросли в два раза. В начале августа цены на пшеницу с поставкой в декабре на Чикагской товарной бирже выросли на 1,2 процента - до 7,6475 доллара за бушель (281 доллар за тонну), что является самой высокой отметкой с сентября 2008 года. Однако уже исторический максимум был зафиксирован в феврале 2008 года, когда за бушель платили 13,495 доллара. На той же бирже фьючерсы на пшеницу с поставкой в сентябре выросли на 4,4 процента и превысили отметку в 8,21 доллара за 1 бушель (27 килограммов).
На общеевропейской бирже Euronext рост цены пшеницы составил 6,8 процента до 236 евро за тонну. С конца июня текущего года здесь цены на пшеницу увеличились на 60 процентов.
Всемирный банк уже объявил о возможности активизации в начале сентября Всемирного продовольственного фонда (был основан во время кризиса в 2008 году), из которого можно быстро выделить средства нуждающимся странам.
Астана |