Юлиана Жихорь
На днях были обнародованы услаждающие слух цифры - Казахстан вновь занял лидирующие позиции среди стран СНГ по темпам роста экономики. Правда, эти показатели дались Астане с большим трудом и не без многочисленных ошибок в расчетах
Статистический комитет СНГ сообщил, что за первое полугодие Казахстан стал лидером среди стран СНГ по росту ВВП со “счетом” 8,3 процента. Безусловно, подобная тенденция не может не радовать, поскольку является показателем активизации экономических процессов в стране, замерших во время кризиса 2007-2009 годов. И, по сути, сегодня экономика страны весьма быстрыми темпами возвращается на докризисные рельсы роста. Другой вопрос - насколько устойчивого.
О том, что мировая экономика совершит “большой прыжок” после окончательного завершения “лечения” от кризиса заговорили еще в самый его разгар. Однако, когда страны приготовятся к прыжку, до сих пор неизвестно. Азиатский тигр - Китай - последнее десятилетие бивший мировые рекорды по скорости роста ВВП, еще в 2008 году, с закрытием рынков сбыта, пытался сохранить темпы роста и объявил о переориентировании свой экономики на внутреннее потребление. В июле правительство приняло ряд мер, направленных против чрезмерного роста кредитования. “Промышленное производство продолжает снижаться, указывая на замедление экономической активности. Но резкий спад экономического роста можно исключить, так как устойчивое потребление среди домохозяйств поможет компенсировать сокращение инвестиций”, - заявил аналитик Государственного информационного центра, Государственного исследовательского института в Пекине Чжу Баолян.
Пока эксперты полагают, что, несмотря на замедление роста Китая, признаков серьезного снижения все же нет. Однако КНР в значительной степени зависит от экспорта в США, где спрос хоть и оказался выше прогнозов ФРГ, темпы экономического восстановления замедлились. Китай также обеспокоен хрупкостью спроса из Европы, погрязшей в долгах.
На этом фоне рост казахстанской экономики не может не вызвать опасений с точки зрения его продолжительности. Правда, отечественное правительство намеренно заметно переориентировало экономику на внутреннее потребление, программу форсированной индустриализации. Однако фактически нынешний показатель ВВП был простимулирован не реализацией новых проектов, а ростом цен на основные экспортные позиции на мировых рынках. Следовательно, в случае изменения конъюнктуры Астане вновь не избежать коллапса.
Интересно, что до настоящего времени отечественные экономисты так и не научились прогнозировать рост экономики. Согласно текущему госбюджету, рост ВВП по итогам года ожидается значительно ниже нынешних показателей (правда, недавно было заявлено, что в сентябре прогнозы по годовому ВВП будут пересмотрены в сторону увеличения), а количество денег, поступивших в доходную часть бюджета, недотянуло даже до прогнозных.
В первом полугодии республиканский бюджет Казахстана на 2010 год исполнен с дефицитом 277 783,2 миллиона тенге: поступления составили 1,7 триллиона тенге, а расходы - 2,35 триллиона.
Результатом таких “странных” цифровых расхождений стало поручение президента Счетному комитету совместно с Минфином проработать методику планирования бюджета. А заодно проверить все национальные фонды Казахстана на предмет эффективности их работы.
Астана |