|
Ботагоз Омар
По данным ООН, 80 процентов граждан Казахстана пьют некачественную питьевую воду. Официальная статистика гласит, что доступа к питьевой воде у нас нет в 3849 сельских населенных пунктах. Не говоря уже о городах, ведь даже в Астане обеспеченность централизованным водоснабжением чуть более 90 процентов, все остальное - это доля частных строений с неподведенными коммуникациями
Оставим при этом насущный вопрос для всех горожан о том, какая вода течет из-под крана и как добавляемые для ее обработки химикаты могут впоследствии повлиять на здоровье. На фоне сельчан, вынужденных порой использовать для питья воду из ближайшей реки, где пасется скот, “придирки” городских жителей кажутся капризом.
К сожалению, на практике роль чиновников сводится лишь к тому, чтобы представить красивую программу, выбить под нее средства и как можно “эффективнее” их потратить. После такого освоения, как правило, опытные руководители меняют свой пост, средства осваиваются, но проблемы остаются. И только по истечении нескольких лет контролирующие органы начинают в очередной раз говорить о выявленных нарушениях.
Общественный контроль в нашем терпеливом обществе, тем более - в сельских глубинках, напрочь отсутствует. Этим и пользуются любители жить на широкую ногу.
Восемь лет реализации программы “Питьевые воды” ушли впустую. Во многих регионах деньги в прямом смысле “закопали в песок”. К ответу призваны лишь единицы, а чиновники центра и регионов по-прежнему продолжают искать крайних. Тем временем щедрый Кабмин продлил программу на 10 лет и в три раза увеличил ее финансирование.
По мнению мажилисмена Ивана Чиркалина, в стране давно назрела необходимость создания специального органа, который бы занимался вопросами центрального водоснабжения. Или поручения этих функций уже имеющемуся Агентству Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Чтобы, по словам депутата, данные вопросы четко координировались и не получалось так, что “у семи нянек дитя голодное”.
Очередное “метание стрел” от центральных органов власти к региональным наблюдалось на недавней пресс-конференции, организованной Комитетом по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства. Глава ведомства Анарбек Орман считает, что в допущенных оплошностях по вопросам реализации вышеуказанной программы виноваты акимы. “Раньше средства на проектирование выделялись, а Комитет по водным ресурсам абсолютно не был в курсе. Недостатки из года в год и накапливались”, - развел он руками.
В свою очередь, на местах традиционно сетуют на вопросы недофинансирования программы. Однако теперь вряд ли кто-либо сможет указать на эту причину, дабы оправдать свое бездействие. Правительство в ближайшие десять лет намерено вложить в строительство и ремонт водопроводов 900 миллиардов тенге, или более шести миллиардов долларов. Это почти в три раза больше, чем когда-либо тратилось на подобные проекты.
О возврате украденных с 2002 года средств (именно с этого времени началась реализация программы) говорится немного, в отчетах надзорных органов регионов указываются цифры о взыскании данных сумм с нерадивых чиновников или недобросовестных подрядчиков. Пока общих республиканских данных о том, сколько должны вернуть в итоге и сколько получено назад в бюджет, не озвучивалось. И, похоже, теперь вопрос этот может быть отодвинут еще на 10 лет.
А поводов для критики немало. Это только в красивых министерских отчетах говорится о сокращении числа казахстанцев, получивших доступ к чистой воде. Но везде нужно опираться на конкретные примеры. Вряд ли министры сообщат о беспрецедентном случае, когда в двух селах Махтааральского района ЮКО пробурили скважины, концентрация солей в которых не соответствует санитарным нормам и правилам. В них очень большое содержание сульфатов и хлоридов, вода слишком жесткая. Население эту воду не пьет, она хуже, чем в обычных колодцах, и при этом на строительство последних не затрачивалось более 35 миллионов тенге.
Астана
На реализацию восьмилетней программы, направленной на обеспечение населения чистой питьевой водой, из всех источников израсходовано 335 миллиардов тенге, или 2,3 миллиарда американских долларов.
По ее итогам, износ сетей сократился лишь на два процента, около 140 водопроводов так и остались нерабочими, почти четыре тысячи населенных пунктов остаются не обеспеченными водой, а доступность централизованного водоснабжения увеличилась только на 7 процентов.
Надзорным органом в июле этого года были озвучены данные прокурорских проверок по вопросам реализации данной госпрограммы. Специалисты выявили множество нарушений санитарно-эпидемиологического, бюджетного и архитектурно-градостроительного законодательств.
В Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Павлодарской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях выявлены факты нарушений требований законодательства при проведении процедуры госзакупок. Тендеры выигрывали компании, не соответствующие квалификационным требованиям, с истекшими сроками действия конкурсных заявок.
Кроме того, в эксплуатацию принимались объекты водопроводной сети, по которым объемы работ не выполнены или завышены. Например, в Меркенском районе Жамбылской области стоимость работ по реконструкции системы водоснабжения села Сурат была завышена на 8,8 миллиона тенге.
В Актюбинской области на реконструкцию водопроводных сетей села Абай Хромтауского района израсходовано более 110 миллионов бюджетных средств, объект по документам сдан в эксплуатацию, но не функционирует. Воду в село приходится поставлять автотранспортом из города Хромтау. Подобные факты не единичны.
В Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областях не организована работа по юридическому закреплению построенных объектов водоснабжения, их содержанию и подаче воды населению. По этой причине ряд водных объектов остаются бесхозными. К примеру, из 15 сетей водоснабжения Атбасарского района Акмолинской области 13 являются бесхозными. В Таласском районе Жамбылской области по программе “Питьевая вода” построено восемь объектов водозабора на 684 миллиона тенге. Из-за отсутствия обслуживающего персонала предприятия все они практически не функционируют.
Кроме того, по данным прокуратуры, выявлены факты несоответствия объектов водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям. В 71 селе Павлодарской области качество питьевой воды не соответствует санитарным нормам. В Ордабасынском районе Южно-Казахстанской области из установленных в 2009 году 17 очистных сооружений водоснабжения не работают 15.
По итогам проверок по вопросам водоснабжения прокурорами с начала текущего года внесено более 60 представлений об устранении нарушений законности. Возбуждено три уголовных дела, 25 дел об административных правонарушениях, 15 материалов направлены в финансовую полицию для принятия процессуальных решений. |