ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Бумажные заводы События

Ботагоз Омар
Амбициозная программа индустриализации, столь активно начатая правительством, в последующие годы может сбавить свои темпы. Заявленные проекты еще детально не проработаны. Не отточены и некоторые моменты в механизме сотрудничества государства и бизнеса

Как известно, на сегодняшний день в государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития страны на 2010-2014 годы включено 236 проектов на общую сумму 7,2 триллиона тенге. Из них почти половина, на сумму около 20 миллиардов долларов США, запускается Фондом национального благосостояния (ФНБ) “Самрук-Казына”.
Активы госхолдинга вложены и в нефтегазовый сектор, и в проекты по увеличению мощностей в секторе энергетики, и по расширению железнодорожных веток, и в фармацевтику. По словам главы ФНБ Кайрата Келимбетова, общая доля участия фонда по некоторым проектам составляет более 90 процентов.
Такое участие государства в этих проектах обязывает раскрывать полную информацию по их реализации и по механизму взаимодействия государства и бизнеса. Однако многие вопросы так и остаются открытыми. Какая доля в этих схемах государственно-частного партнерства будет принадлежать государству, какая - частным инвесторам, как распределяются риски и каковы механизмы компенсации потерь инвесторов при досрочном расторжении контрактов?
Отсыл на коммерческую тайну здесь не уместен, ведь речь идет об использовании государственных средств. Профильные министерства пытаются наладить взаимосвязь с прессой, организовывая еженедельные брифинги по реализации ПФИИР. Форма таких встреч, как известно, не предполагает общения в виде вопросов и ответов. Однако даже при личных встречах с чиновниками в рамках различных форумов их ответы уклончивы.
Анализ ситуации показывает, что инвесторы недостаточно активно вкладываются в проекты индустриального развития, которые предполагается запустить в последующие годы. Прежде чем запустить механизм государственно-частного партнерства, технико-экономическое обоснование проектов должно пройти экспертизу в соответствующем центре ГЧП, созданном под эгидой Министерства экономического развития и торговли. Но, судя по периодическим сообщениям из недр правительства типа “ТЭО находится в стадии реализации” или “сейчас ведется подготовка в разработке ТЭО”, большой загруженности у этого центра пока нет.
Вопрос тогда в другом - если нет ТЭО, нет четких расчетов по суммам, необходимым для реализации проекта, откуда они взялись у правительства? Видимо, по старой привычке у нас Кабмин сначала говорит, потом думает. А потом начнет выпрашивать деньги на “удорожание проекта”.
Еще реже упоминается о наличии финансово-экономического обоснования (ФЭО). Хотя именно оно ориентирует участников проекта на конечный результат.
Докладывая о готовности страны к реализации ПФИИР, ни вице-премьер - министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев, ни кто-либо другой ни разу не упомянули о наличии хоть у одного проекта (запущенного, готовящегося к запуску или еще не начатого) ФЭО.
alt

За первый квартал этого года в страну привлечено инвестиций на 5,2 миллиарда долларов США, что на 53 процента больше, чем за первый квартал 2009 года (3,4 миллиарда долларов). Инвестиции в несырьевые отрасли составили 1,25 миллиарда (в два раза больше, чем в прошлом году).
Вообще же, за все годы наибольший интерес к нашей стране проявили бизнесмены Нидерландов (23,3 миллиарда, или 20,6 процента от общего объема), США (20 миллиардов, или 17,8 процента), Великобритании (9,3 миллиарда, или 8,2 процента), Франции (6,2 миллиарда, или 5,5 процента) и Италии (4,9 миллиарда, или 4,3 процента).

Этот факт создает реальную основу для опасений: а будут ли работать заводы и фабрики, о которых так много говорится в заявлениях высших эшелонов власти? Не повторится ли ситуация, как с реализацией некоторых госпрограмм (недавний пример - несостоявшаяся в регионах инициатива по обеспечению казахстанцев чистой питьевой водой), когда средства выделяются, но так и не начинают работать во благо?
По сути, финансово-экономическое обоснование - это аналитическое обоснование, зачем этот проект нужно реализовывать, почему именно в этом регионе, что его реализация даст гражданам. И главное - почему его стоимость составляет именно столько.
Кстати, премьер на одном из селекторных заседаний уже останавливался на вопросах эффективности запускаемых инициатив. “Если запускается животноводческая ферма, то там должны быть коровы, если кирпичный завод - то кирпичи должны выходить, ну и так далее, за этим надо внимательно смотреть”, - говорил он региональным акимам перед июньским запуском проектов с участием главы государства, указывая при этом на поджимающие их сроки.
Во втором полугодии в рамках ПФИИР предстоит запустить еще 72 объекта стоимостью 459 миллиардов тенге. По словам председателя Комитета по инвестициям Мининдустрии Тимура Жаксылыкова, объем освоенных инвестиций по проектам, вводимым в эксплуатацию во втором полугодии, составляет 307 миллиардов тенге.
Как показывает практика, частные инвестиции обычно работают эффективнее “казенных” средств. Поэтому активное участие бизнесменов должно обеспечить желаемый результат. Остается надеяться на то, что чиновники в погоне за количеством проектов позаботятся о том, чтобы вновь вводимые производства не пополнили число простаивающих в регионах заводов.

Астана

Собственно, велосипед нам изобретать нет острой необходимости. Это как раз проект не инновационный. Схемы, правила контроля и законодательная база давно придуманы, отъюстированы и вполне качественно работают. Нужно лишь грамотно их изучить и адаптировать (в хорошем смысле) к нашему законодательству.
В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для подобных проектов между государственным и частным капиталом.
Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.
Хотя многие страны пошли дальше. В Голландии и Германии государство берет на себя до 70 процентов финансирования, если проект признан инновационным и нужным. Тщательно прописаны и соблюдаются налоговые и банковские льготы. Потому что всем понятно, будущее за интенсивным (позволяющим сделать больше продукта при меньших затратах) методом производства. И тот, кто сегодня вкладывает в новейшие технологии, завтра будет на коне. Именно они принесут наибольшую доходность.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение