Алла Иванилова из Астаны
Сегодня в стране не только простому человеку, но даже грамотному юристу сложно разобраться в том или ином правовом вопросе. Министерство юстиции, изучив текущую ситуацию, пришло к выводу, что основная часть населения при возникновении вопросов правового характера не знает, куда обращаться
Сегодня в Казахстане действуют 250 законов, 16 кодексов и 10 конституционных законов, регулирующих правоотношения практически во всех значимых сферах жизни общества. При этом действующие законы в основной своей массе фактически являются рамочными, отсылающими на несколько подзаконных актов правительства, которые, в свою очередь, переадресуют еще на десятки приказов и инструкций уполномоченных органов.
В этой связи Министерство юстиции изучает возможность ограничить право центральных государственных органов на принятие подзаконных актов. В этом случае законы должны наиболее полно регламентировать общественные отношения, исключая необходимость принятия дополнительных нормативных правовых актов.
Процедура принятия закона в отличие от ведомственного приказа прозрачна. В обсуждении положений законопроекта принимают участие не только госорганы, но и общественность, что обуславливает более качественную проработку его норм. Чего не скажешь о подзаконных актах, куда входят различные приказы и постановления. Только лишь за пять месяцев текущего года Министерством юстиции выявлено 320 нормативных правовых актов центральных государственных органов, которые требуют приведения в соответствие с действующим законодательством. Так, проведенной в апреле проверкой в Министерстве образования и науки выявлено нарушение законодательства в отношении 121 приказа, а в Министерстве здравоохранения - 146. Минобразования за четыре года не представлены на государственную регистрацию 80 нормативных правовых актов, которые незаконно применялись на практике.
Еще одно “больное место” отечественного законодательства - частые поправки. Иной раз несколько раз в год вносятся изменения и дополнения. Не каждый юрист сможет отследить все новшества, не говоря уже о простых гражданах. Понятно, что основная часть поправок вносится в связи с развитием общественных отношений. Однако определенная их доля инициируется в связи с непроработанностью государственными органами ранее принятых законов.
В Концепции правовой политики помимо перехода к 2020 году к разработке и принятию законов прямого действия будет внедрен институт правового мониторинга законодательных актов. К проведению правового мониторинга будут привлекаться Институт законодательства, частные структуры и неправительственные организации. Широкое применение должны получить социологические методы, позволяющие максимально учесть общественное мнение. После внедрения данного института каждый орган-разработчик на постоянной основе будет анализировать последствия разработанных законов на предмет достижения целей, ради которых они принимались.
С августа прошлого года в общественных местах (40 ЦОНах, 85 судах, 37 вузах, 79 библиотеках) установлены точки доступа к базе данных “Закон”. Каждый желающий может бесплатно ознакомиться с интересующим его нормативным правовым актом. Кроме того, на сайтах государственных органов функционирует интернет-версия базы законодательства. Через эту программу населению предоставлен безвозмездный доступ ко всем законам и кодексам Казахстана. В перспективе планируется через Интернет открыть доступ ко всей базе нормативных правовых актов. Сейчас программисты изучают технические аспекты этого вопроса.
Получить правовую информацию, а также проконсультироваться по вопросам оказания государственных услуг, порядка работы ЦОНов казахстанцы могут, позвонив в Правовую информационную службу по единому бесплатному номеру. Только в первом квартале этого года в службу поступило более 70 тысяч звонков. В настоящее время принимаются меры по расширению компетенции службы, которая будет отвечать на все правовые вопросы населения, не ограничиваясь сферой деятельности органов юстиции. |