|
Ботагоз Сейдахметова из Алматы
На этой неделе КИСИ и МИД Казахстана за круглым столом подводили предварительные итоги председательства Казахстана в ОБСЕ. Особое внимание было уделено трагическим событиям в Киргизии, а также анализу прошедших семи месяцев на посту председателя этой организации
По словам председателя Комитета международной информации Министерства иностранных дел Казахстана Романа Василенко, Казахстан в качестве председателя ОБСЕ прилагает все усилия, чтобы использовать потенциал организации для оказания помощи соседнему Кыргызстану. В частности, он говорит, что на двусторонней основе Казахстаном оказывалась и будет оказываться весомая помощь. “Мы считаем важным мобилизовать политическую волю 56 государств-членов ОБСЕ с тем, чтобы Кыргызстан получил ту степень поддержки со стороны организации, в которой он столь остро нуждается сегодня”, - говорит Василенко.
В своем выступлении дипломат выделил основные вехи нашего председательства.
По словам Романа Василенко, Казахстану удалось “встряхнуть” организацию, в том числе через инициирование предметных дискуссий по широкому кругу вопросов. По его мнению, этому способствовало несколько факторов:
Первое - программное видеообращение президента Н.А.Назарбаева к государствам-участникам на заседании Постоянного совета ОБСЕ 14 января 2010 года, которое обозначило обширную программу, дало мощный импульс многостороннему обсуждению наиболее актуальных проблем ОБСЕ, наглядно продемонстрировало серьезность намерений Астаны на посту политического лидера организации.
Второе - активное “включение” в работу и энергичная деятельность действующего председателя ОБСЕ Государственного секретаря - министра иностранных дел Казахстана К.Саудабаева. За прошедший период он посетил два десятка государств-участников, состоялись его предметные переговоры с руководителями внешнеполитических ведомств США, России, Швейцарии, Турции, Австрии, Бельгии, Испании, Украины, Беларуси, Молдовы, Азербайджана, Армении, Грузии, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и других стран.
Третье - охват регулярными консультациями всех без исключения государств-участников организации.
Четвертое - тесная работа с институтами ОБСЕ.
Пятое - своевременное принятие бюджета организации на 2010 год (впервые за последние 5 лет), позволившее обеспечить полноценную работу всех институтов ОБСЕ с первых дней года.
Дипломат отметил, что в военно-политическом измерении Казахстан акцентирует свое внимание на решении “затяжных” конфликтов, стабилизации Афганистана - партнера ОБСЕ и модернизации Венского документа ОБСЕ 1999 года о мерах доверия и безопасности.
Кроме того, в области экономики и экологии приоритет отдается продвижению евразийской экономической интеграции, улучшению транспортной инфраструктуры на пространстве ОБСЕ и разработке новой стратегии для второго измерения, определяющей посткризисные экономические отношения в зоне ответственности организации, так называемый “Маастрихт плюс”.
Дипломат напомнил, что 29-30 июня в Астане прошла конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации, которая создала задел для дальнейшего обсуждения вопросов толерантности на высшем уровне.
Казахстанское председательство уделяет особое внимание Афганистану. “Фокус на Афганистан в рамках казахстанского председательства является логическим звеном внешней политики Казахстана, рассматривающего афганскую проблематику сквозь призму глобальной и региональной безопасности и оказывающего многолетнюю последовательную поддержку усилиям международной коалиции”, - говорит Василенко.
В социально-экономической, гуманитарной сфере Казахстан в качестве ДП ОБСЕ намерен сполна использовать возможности и потенциал организации на афганском направлении.
Кроме того, в своем докладе дипломат напомнил об инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о проведении в текущем году саммита ОБСЕ: “Это исторический шанс для стран-участниц организации найти адекватные ответы на новые вызовы и угрозы на огромном пространстве зоны ответственности ОБСЕ, адаптировать организацию к сегодняшним реалиям”.
В ходе дискуссий на предстоящей 16-17 июля неформальной встрече министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Алматы “планируется обсудить нерешенные вопросы в общей повестке дня ОБСЕ в контексте предложения президента по созыву саммита в целях выработки обновленного стратегического видения евро-атлантической и евразийской безопасности”.
Роман Василенко использовал футбольную терминологию, сравнив предстоящую встречу министров с полуфиналом. “Мы в Казахстане убеждены, что мы все, государства-участники ОБСЕ, с честью пройдем его. Мы рассчитываем, что министры иностранных дел 56 государств выведут диалог в рамках организации на качественно новый уровень, придадут новую динамику нашему сотрудничеству. Мы также рассчитываем, что в ходе предстоящей встречи министрам удастся подвести промежуточные итоги и принять консенсусное решение о сроках и месте проведения встречи в верхах, Это будет нашей общей, но все же еще промежуточной победой. Принимая во внимание наличие проблем, разделяющих государства-участники (например, конфликты и контроль над вооружениями), а также вызовов, которые их объединяют (например, транснациональные угрозы), нашей общей целью должно стать укрепление основ “семьи” ОБСЕ в целях выработки более эффективных общих ответов на нерешенные и новые вызовы”, - сказал в заключение дипломат.
Напомним, что на недавнем референдуме киргизские граждане приняли новую Конституцию, согласно которой Киргизия в ближайшем будущем станет парламентской республикой.
Это будет эксперимент в нашем регионе, считает Султан Акимбеков, директор Института мировой экономики и политики. По его мнению, переход к парламентской системе - это попытка уйти от вертикали власти, которую киргизы считают одной из причин всех их проблем.
“А парламентская система власти должна привести к тому, что люди смогут между собой договариваться и вырабатывать консенсус. Но в данной ситуации проблема в том, что разрушение вертикали власти в Киргизии произошло при параллельном ослаблении всех государственных институтов, - говорит Султан Акимбеков. - Это, в свою очередь, привело к кризису политической борьбы. В результате в обществе началось очень быстрое разделение по общинному принципу. В советские времена этот фактор не существовал. В условиях трудностей, в тяжелые времена, в кризисы люди начинают возвращаться к тем формам общественной организации, которые были типичны для них в прошлом”.
По словам ученого, в Киргизии к таким общественным организациям относятся общины разного уровня. Это большие семьи, патрон-клиентские сети, общины на уровне районных и родоплеменных формирований.
По мнению Акимбекова, в киргизском парламенте не появятся партии, подобные европейским, которые руководствуются идеологическими побуждениями. А появятся те, кто будет представлять некоторых вождей, активных людей, за каждым из которых будет группа поддержки. Но хаос в Киргизии привел к тому, что такие группы поддержки состоят из множества полукриминальных местных авторитетов.
Все это приведет к тому, что политическая жизнь будет состоять из постоянной жесткой борьбы, считает он. Причем это не будет борьба в западном варианте этого слова, это будет борьба за место под солнцем. Он добавляет, что при этом, по новой Конституции, заложено еще одно противоречие - президент не совсем теряет свои полномочия. У него сохраняется контроль над армией и службами безопасности, и это повод для конфликта интересов.
“Проблема в том, что Киргизия - это не Европа, и автоматическое введение демократических стандартов для перехода к парламентской республике не приводит к тому, что общество начинает формировать нормальную парламентскую систему. Потому что нет нормальных политических институтов, потому что политики в Киргизии представляют не идеологии, а кланы. Необходимость обеспечить интересы кланов создает постоянное напряжение. А так как ресурсы ограничены, то количество напряжения превращается в тяжелейшую борьбу. Остается вопрос - смогут ли они в этих условиях эффективно восстановить политические институты?” |