|
Юлиана Жихорь из Астаны
Казахстан за недолгие годы своего суверенитета заслужил звание одного из главных двигателей интеграционных процессов на территории бывшего СССР и Центрально-Азиатском регионе. ЕвразЭС, ЕЭП, СВМДА, да и реанимирование СНГ ставят в заслугу Астане. Недавно Казахстан инициировал еще одно интеграционно-экономическое образование - Международную ассоциацию центров государственно-частного партнерства. В нее уже объединились более 30 стран. И, как говорят эксперты, в самое ближайшее будущее на плечи новообразования ляжет нелегкая задача привлечения иностранных инвестиций в страну
О том, что в Казахстане может быть создана очередная ассоциация, заговорили осенью прошлого года. Тогда в Актау собрались представители центров государственно-частного партнерства, государственных структур и бизнеса разных стран, решившие, что всем сторонам необходима некая, возможно, виртуальная площадка для дискуссий. Первым она требуется для обмена опытом, последним - для ознакомления с условиями инвестирования в проекты разных стран.
Сегодня одним из основных последствий финансового кризиса считается отсутствие финансирования даже самых, казалось бы, привлекательных и доходных проектов - у бизнеса не хватает собственных средств, а банки отказываются ссужать “длинными деньгами” под сомнительную прибыль и существенные риски.
Самый основной риск - валютный. Нестабильность курса основных валют влечет за собой споры по пересчету прибыли и убытков. Даже если речь идет о проектах, договора по которым заключены в национальных валютах, поскольку иностранные инвесторы (которые и приходят на крупные страновые и международные проекты) привыкли измерять свои доходы в одной из мировых валют, например, в долларах.
В связи с этим даже самые грандиозные строительные планы государств могут столкнуться с элементарным отсутствием денег.
В конце прошлой недели на неформальном саммите в Ялте президенты шести стран СНГ подтвердили намерение активно участвовать в инфраструктурных проектах друг друга. В частности, речь шла о возможности совместной реализации инвестиционных проектов, направленных на создание новых курортно-оздоровительных и лечебных объектов в странах Содружества, и создании и развитии международных транспортных коридоров.
Однако любой инфраструктурный проект такого размера, как транспортный коридор или строительство новых курортов не предполагает полного государственного финансирования. Скорее государство лишь выступает заказчиком, привлекая к реализации проекта бизнес (условия такого сотрудничества могут варьироваться в зависимости от заинтересованности бизнеса и материальных возможностей страны). И здесь опять встает проблема сложности доступа к финансам у частного сектора в связи с возросшей угрозой рисков.
По мнению экспертов, финансовый кризис повлиял на существующую финансовую модель проектов государственно-частного партнерства (ими считаются любые контрактные проекты, заключенные между государством и бизнесом, где обе стороны берут на себя обязательства и делят риски). И сегодня необходим не просто пересмотр в соответствии с экономическими вызовами существующих моделей ГЧП, но и объединение усилий разных стран для облечения работы не только и не столько государству, сколько бизнесу. Ассоциация, по идее, и должна заняться выработкой единой международной платформы по созданию всеобщих комфортных условий для инвестиций.
Глава департамента по сотрудничеству и партнерству Европейской экономической комиссии ООН Джеффри Гамильтон считает, что государство должно сделать все, чтобы бизнесу стало удобно работать в посткризисном мире. “Компании становятся глобальными, и необходимо, чтобы государство и частный сектор разговаривали на одном языке. И чем раньше мы это поймем, тем меньше станут затраты, тем более эффективные станут проекты”, - заявил он, выступая на III Астанинском экономическом форуме.
Его коллега из Японии - председатель Ассоциации частной финансовой инициативы Казуо Уэда так поясняет подробности такого единоязычия государства и иностранного бизнеса: “Если казахстанское государство захочет привлечь японских инвесторов, то есть сложность. Японские инвесторы не знают особенностей казахстанского ГЧП... В целом ГЧП имеет общие черты, но и особенности. Поэтому некий международный центр очень нужен”.
По мнению некоторых экспертов, иностранный бизнес предпочитает работать не только по понятным ему условиям, но и на, так сказать, схожей законодательной платформе, допустим, в Казахстане и Японии (чтобы долго не пришлось привыкать к изменениям). Заведующий отделом по проектам ГЧП при Министерстве финансов Германии Бернхард Мюллер заявил, что в законодательствах разных стран “основа была одна, а разница заключалась только в налогах”. То есть фактически речь идет скорее об унификации законодательства стран-участниц ассоциации.
Однако так считают не все. Россия, являющаяся сегодня одной из самых активных ГЧП-стран в СНГ, не согласна с подобной формулировкой. Исполнительный директор Международной ассамблеи столиц и крупных городов Михаил Соколов считает, что говорить об унификации законодательства нельзя, скорее - о гармонизации для выработки понятных для бизнеса условий игры.
Япония, считающаяся одним из мировых лидеров по объемам проектов на основе ГЧП, придерживается третьего мнения: бизнесу вполне достаточно знать правила системы государственно-частного партнерства в той или иной стране: “В каждой стране своя система ГЧП. Но есть недостаток информации. Поэтому очень важно сконцентрировать всю информацию в одном месте. Чем тратить 2-3 года на изучение проблемы, лучше взять из базы данных пример”.
За создание такой базы данных выступают все страны. Бернхард Мюллер: “Такой международный центр ГЧП очень нужен для объединения информации, законодательства, обмена финансовыми схемами, знания налогового законодательства, мониторинга проектов”. Главное, говорили эксперты, совместными усилиями всех стран готовить проекты так, чтобы в будущем отдельным странам, как раньше, не пришлось сталкиваться с проблемами. “Когда наливают шампанское после подписания документов по проекту, трудности только начинаются, - вздыхал Мюллер. - Надо советоваться”.
Для начала эксперты пришли к выводу, что работать в условиях кризиса (и его последствий) с фиксированным контрактом государства лишь с одним концессионером чревато. По мнению президента Национального совета ГЧП США Арта Смита, государствам необходимо переходить на новую финансовую модель ГЧП-проектов, предусматривающую переуступку прав требований, “когда одна концессионная компания будет замещаться другой и вторая, если будет знать о трудностях, уже будет знать о том, с чем ей придется сталкиваться, и налаживать ситуацию. И сможет справиться с ними”. “Данное предложение может прозвучать достаточно резко, но взамен риска частный сектор идет на получение прибыли от проекта, так что риск связан и с прибылью”, - заявил он.
Его предложение полностью поддерживается Японией и Кореей, где подобные модели функционируют достаточно давно и успешно. В Японии этот вид ГЧП был принят в 1999 году. С того времени на стадии реализации в Стране восходящего солнца находится более 430 проектов. (К слову, Казахстан в самом ближайшем будущем тоже намерен внедрить у себя подобную схему. “Специальные проектные организации”, о которых говорил в Послании народу президент страны, как раз и являются органом, регулирующим подобную переуступку.)
Степень “отдачи” нового образования - Ассоциации мировых центров, как обещают эксперты, станет ясна уже через пару лет: главным показателем станет количество и качество реализуемых ГЧП-проектов в странах-участницах. Она же станет “зеркалом” в целом инвестпривлекательности стран.
Стороны договорились, что штаб-квартира Ассоциации институтов ГЧП будет базироваться в Астане при Казахстанском центре ГЧП, однако сама структура будет при ООН - Женевский центр ЕЭК ООН станет рабочим органом. Выбор места базирования главного офиса ассоциации иностранные эксперты объяснили тем, что именно от Астаны исходила инициатива. |