ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Друзья государства События

Юлиана Жихорь из Астаны
Казахстан за недолгие годы своего суверенитета заслужил звание одного из главных двигателей интеграционных процессов на территории бывшего СССР и Центрально-Азиатском регионе. ЕвразЭС, ЕЭП, СВМДА, да и реанимирование СНГ ставят в заслугу Астане. Недавно Казахстан инициировал еще одно интеграционно-экономическое образование - Международную ассоциацию центров государственно-частного партнерства. В нее уже объединились более 30 стран. И, как говорят эксперты, в самое ближайшее будущее на плечи новообразования ляжет нелегкая задача привлечения иностранных инвестиций в страну

О том, что в Казахстане может быть создана очередная ассоциация, заговорили осенью прошлого года. Тогда в Актау собрались представители центров государственно-частного партнерства, государственных структур и бизнеса разных стран, решившие, что всем сторонам необходима некая, возможно, виртуальная площадка для дискуссий. Первым она требуется для обмена опытом, последним - для ознакомления с условиями инвестирования в проекты разных стран.
Сегодня одним из основных последствий финансового кризиса считается отсутствие финансирования даже самых, казалось бы, привлекательных и доходных проектов - у бизнеса не хватает собственных средств, а банки отказываются ссужать “длинными деньгами” под сомнительную прибыль и существенные риски.
Самый основной риск - валютный. Нестабильность курса основных валют влечет за собой споры по пересчету прибыли и убытков. Даже если речь идет о проектах, договора по которым заключены в национальных валютах, поскольку иностранные инвесторы (которые и приходят на крупные страновые и международные проекты) привыкли измерять свои доходы в одной из мировых валют, например, в долларах.
В связи с этим даже самые грандиозные строительные планы государств могут столкнуться с элементарным отсутствием денег.
alt
В конце прошлой недели на неформальном саммите в Ялте президенты шести стран СНГ подтвердили намерение активно участвовать в инфраструктурных проектах друг друга. В частности, речь шла о возможности совместной реализации инвестиционных проектов, направленных на создание новых курортно-оздоровительных и лечебных объектов в странах Содружества, и создании и развитии международных транспортных коридоров.
Однако любой инфраструктурный проект такого размера, как транспортный коридор или строительство новых курортов не предполагает полного государственного финансирования. Скорее государство лишь выступает заказчиком, привлекая к реализации проекта бизнес (условия такого сотрудничества могут варьироваться в зависимости от заинтересованности бизнеса и материальных возможностей страны). И здесь опять встает проблема сложности доступа к финансам у частного сектора в связи с возросшей угрозой рисков.
По мнению экспертов, финансовый кризис повлиял на существующую финансовую модель проектов государственно-частного партнерства (ими считаются любые контрактные проекты, заключенные между государством и бизнесом, где обе стороны берут на себя обязательства и делят риски). И сегодня необходим не просто пересмотр в соответствии с экономическими вызовами существующих моделей ГЧП, но и объединение усилий разных стран для облечения работы не только и не столько государству, сколько бизнесу. Ассоциация, по идее, и должна заняться выработкой единой международной платформы по созданию всеобщих комфортных условий для инвестиций.
Глава департамента по сотрудничеству и партнерству Европейской экономической комиссии ООН Джеффри Гамильтон считает, что государство должно сделать все, чтобы бизнесу стало удобно работать в посткризисном мире. “Компании становятся глобальными, и необходимо, чтобы государство и частный сектор разговаривали на одном языке. И чем раньше мы это поймем, тем меньше станут затраты, тем более эффективные станут проекты”, - заявил он, выступая на III Астанинском экономическом форуме.
Его коллега из Японии - председатель Ассоциации частной финансовой инициативы Казуо Уэда так поясняет подробности такого единоязычия государства и иностранного бизнеса: “Если казахстанское государство захочет привлечь японских инвесторов, то есть сложность. Японские инвесторы не знают особенностей казахстанского ГЧП... В целом ГЧП имеет общие черты, но и особенности. Поэтому некий международный центр очень нужен”.
По мнению некоторых экспертов, иностранный бизнес предпочитает работать не только по понятным ему условиям, но и на, так сказать, схожей законодательной платформе, допустим, в Казахстане и Японии (чтобы долго не пришлось привыкать к изменениям). Заведующий отделом по проектам ГЧП при Министерстве финансов Германии Бернхард Мюллер заявил, что в законодательствах разных стран “основа была одна, а разница заключалась только в налогах”. То есть фактически речь идет скорее об унификации законодательства стран-участниц ассоциации.
Однако так считают не все. Россия, являющаяся сегодня одной из самых активных ГЧП-стран в СНГ, не согласна с подобной формулировкой. Исполнительный директор Международной ассамблеи столиц и крупных городов Михаил Соколов считает, что говорить об унификации законодательства нельзя, скорее - о гармонизации для выработки понятных для бизнеса условий игры.
 Япония, считающаяся одним из мировых лидеров по объемам проектов на основе ГЧП, придерживается третьего мнения: бизнесу вполне достаточно знать правила системы государственно-частного партнерства в той или иной стране: “В каждой стране своя система ГЧП. Но есть недостаток информации. Поэтому очень важно сконцентрировать всю информацию в одном месте. Чем тратить 2-3 года на изучение проблемы, лучше взять из базы данных пример”.
За создание такой базы данных выступают все страны. Бернхард Мюллер: “Такой международный центр ГЧП очень нужен для объединения информации, законодательства, обмена финансовыми схемами, знания налогового законодательства, мониторинга проектов”. Главное, говорили эксперты, совместными усилиями всех стран готовить проекты так, чтобы в будущем отдельным странам, как раньше, не пришлось сталкиваться с проблемами. “Когда наливают шампанское после подписания документов по проекту, трудности только начинаются, - вздыхал Мюллер. - Надо советоваться”.
Для начала эксперты пришли к выводу, что работать в условиях кризиса (и его последствий) с фиксированным контрактом государства лишь с одним концессионером чревато. По мнению президента Национального совета ГЧП США Арта Смита, государствам необходимо переходить на новую финансовую модель ГЧП-проектов, предусматривающую переуступку прав требований, “когда одна концессионная компания будет замещаться другой и вторая, если будет знать о трудностях, уже будет знать о том, с чем ей придется сталкиваться, и налаживать ситуацию. И сможет справиться с ними”. “Данное предложение может прозвучать достаточно резко, но взамен риска частный сектор идет на получение прибыли от проекта, так что риск связан и с прибылью”, - заявил он.
Его предложение полностью поддерживается Японией и Кореей, где подобные модели функционируют достаточно давно и успешно. В Японии этот вид ГЧП был принят в 1999 году. С того времени на стадии реализации в Стране восходящего солнца находится более 430 проектов. (К слову, Казахстан в самом ближайшем будущем тоже намерен внедрить у себя подобную схему. “Специальные проектные организации”, о которых говорил в Послании народу президент страны, как раз и являются органом, регулирующим подобную переуступку.)
Степень “отдачи” нового образования - Ассоциации мировых центров, как обещают эксперты, станет ясна уже через пару лет: главным показателем станет количество и качество реализуемых ГЧП-проектов в странах-участницах. Она же станет “зеркалом” в целом инвестпривлекательности стран.
Стороны договорились, что штаб-квартира Ассоциации институтов ГЧП будет базироваться в Астане при Казахстанском центре ГЧП, однако сама структура будет при ООН - Женевский центр ЕЭК ООН станет рабочим органом. Выбор места базирования главного офиса ассоциации иностранные эксперты объяснили тем, что именно от Астаны исходила инициатива.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение