|
Фарида Галиева из Алматы
Новая программа развития казахстанского здравоохранения, как известно, предусматривает отказ в бесплатном лечении тем гражданам, кто заболел “вследствие вредных привычек”. Сам этот принцип уже подвергся серьезной критике со стороны общественности, но, похоже, наш Минздрав отказываться от него не намерен. Так же, впрочем, как и от градации различных недугов - приобретены они человеком вследствие неизбежных и независящих от него причин или “по халатности”. Каким образом чиновники определяют эту разницу и то, будут ли медики лечить человека бесплатно или нет, - до сих пор остается загадкой. Примером такого “неопределенного” недуга является очень распространенное женское заболевание - рак шейки матки, который определенно попал в “черный список” Минздрава, хотя и считается, что эта болезнь возбуждается вирусом папилломы, и уж никак не может считаться полученной в результате вредных привычек или несоблюдения техники безопасности...
На сегодняшний день рак молочной железы и шейки матки - основная причина женской смертности от онкологических заболеваний в Казахстане, а число больных с запущенными формами этих заболеваний остается до сих пор неизвестным, но, по мнению специалистов, очень высоким. В Казахстане такой статистики никто не ведет. Но есть статистика мировая: каждый год в мире диагностируется около 500 000 случаев рака шейки матки. Из них 90 процентов - в странах третьего мира, где не существует программ ранней диагностики. К какому из миров принадлежим мы, думается, уточнять не стоит.
Для сравнения: в европейских странах, где существуют программы обязательного регулярного обследования женщин на онкологические заболевания, например, в Нидерландах, ежегодно регистрируется лишь около 600 случаев заболевания.
Нет у нас и специальных программ не только обследования, но и, например, вакцинации женщин в целях профилактики этого вида рака. Тогда как в соседней России такая программа принята и уже большинство регионов этой страны ее осуществляют. Речь идет о бесплатном курсе прививок вакцины, предотвращающей инфицирование вирусом папилломы человека. В России вакцину, которая производится пока только на Западе, закупает государство и распространяет ее по клиникам.
В конце прошлого года о появлении такой вакцины и на фармацевтическом рынке Казахстана радостно и громогласно объявили и наши чиновники из Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии. При этом они пояснили: вакцина якобы предотвращает появление раковых клеток и уже успешно используется в мире. А также уточнили: препараты дорогостоящие, распространяться они будут в аптечном режиме. То есть в переводе на нормальный язык - покупайте их сами. Для профилактики заболевания женщине нужно, как заявили медицинские чиновники, принять три ампулы вакцины. А стоимость одной такой ампулы - 300 долларов...
|
Под прицелом... |
Получалась довольно любопытная картина. После того как в соседние с Казахстаном российские области в массовом порядке завезли некую (не будем пока называть страну происхождения и название препарата) вакцину, наши казахстанские чиновники ее же публично - на пресс-конференциях, через масс-медиа - фактически громогласно прорекламировали. Причем вели речь о платной, по сути, вакцинации. Потому что помимо аптек вакцина моментально появилась в частных медицинских центрах, в которых стоимость всего курса прививок (вместе с покупкой препарата) для пациентки составила 1000 долларов.
К примеру, в Великобритании такая же процедура стоит около 375 долларов, а в США - 400.
Уже эти обстоятельства не могут не насторожить и моментально вызвали у специалистов определенные предположения, учитывая нашу обычную практику взаимодействия чиновников (в том числе от медицины) и пациентов, то бишь простых страждущих граждан. Тем более что уже неоднократно, каждый год контролирующими органами в Казахстане фиксируются многочисленные нарушения Министерством здравоохранения и его территориальными управлениями фармконтроля ввоза в республику лекарственных средств или полного отсутствия мониторинга этого ввоза. Эти нарушения исчисляются десятками миллионов тенге.
А тут - на тебе, такой пиар некоего иноземного препарата, который объявляется чуть ли не единственной панацеей от страшного и очень распространенного недуга.
Тогда как с самим препаратом, как оказалось, тоже далеко не все ясно. К примеру, агитаторы прививок как-то незаметно, но весьма произвольно “сместили акцент”. Дело в том, что производители вакцины обещают надежную защиту отнюдь не от рака шейки матки - таких препаратов, увы, еще нет в природе, а от определенных типов вируса папилломы человека. Согласитесь, разница есть, и огромная.
И, поскольку вакцина вирус не лечит, а является прививкой против него, вводить ее можно только тем, у кого этого вируса нет. То есть массовую вакцинацию имеет смысл производить только среди девочек девяти-двенадцати лет, которые еще не начали половую жизнь, чтобы можно было обезопасить их в дальнейшем. У нас же об этом тоже никто ничего не говорит, и подразумевается, что вакцина может помочь женщинам абсолютно любого возраста...
Кроме того, пропагандисты вакцинации умалчивают еще об одном существенном аспекте - о побочных явлениях уколов. Тогда как в странах, где вакцинация уже применяется массово, эти симптомы хорошо известны: головокружения, потеря ориентации в пространстве, онемение или паралич ног и рук и галлюцинации. В некоторых западных странах пострадавшие от вакцин даже объединяются, чтобы доказать взаимосвязь между прививкой и последствиями. Но сделать это очень сложно, а иногда невозможно. Тем более что врачи просто отказываются это делать.
И, наконец, последнее. В аннотации к вакцинам сказано, что их клинические исследования проводились на 1113 лицах в возрасте 15-25 лет. Довольно странно, если учесть, что прививки призывают получить миллионы женщин - и, в первую очередь, девушек 9-12 лет. А выводы о надежности вакцины сделали на обследовании немногим более тысячи пациенток.
Но, быть может, это обследование продолжается? К примеру, на наших женщинах? Ведь уже давно не секрет, что западные фармацевтические компании тестируют новые медицинские препараты для своих рынков в странах третьего мира. Как пишут, например, британские медицинские издания, эти компании давно уже признали, что проводят тестирование лекарств там, где не представляет труда набрать огромную тест-группу и где власти не особенно придирчиво контролируют и поступление лекарств на местный рынок, и их побочное действие.
А как контролируют эти поступления у нас, ежегодно говорится в сводках соответствующих проверяющих органов. “Комитет фармации и его подразделения, - сказано, например, в справке Счетного комитета за прошлый год, - не владеют сведениями о выданных сертификатах соответствия на импортные лекарственные средства”. |