|
Алан Байтенов из Алматы
В ДТК по Алматинской области не скрывают: с началом работы Таможенного союза к представителям таможенных органов скопилась масса вопросов. Поэтому и было решено организовать двухдневную экскурсию по узловым таможенным объектам Алматинской области. В частности, нам удалось побывать и ознакомиться с работой Индустриально-логистического центра DAMU-Almaty и на посту “Коргас” (“Хоргос”). И заодно обсудить некоторые моменты, которые актуальны в процессе вступления ТС в полную силу
Как известно, с введением ТС Казахстан обязан укрепить свои южные границы и существенно усилить преследование контрабанды. Представители ДТК в качестве примера работы в этом направлении привели ситуацию с транзитом грузов в Кыргызстан.
Оказывается, до недавнего времени существовала отработанная преступная схема, благодаря которой товары, якобы предназначающиеся для доставки в Кыргызстан, оседали в Казахстане. Так, в феврале этого года было задержано 54 автомашины на границе Казахстана и Китая. Как оказалось, транзит в Кыргызстан - липовый. Существует даже термин этого правонарушения - “лжетранзит”.
Привели и статистику: в прошлом году подобным образом через Казахстан прошло 2900 машин. Сколько же груза на самом деле попало в пункт назначения, в нашем случае - в Кыргызстан, неизвестно. А вот сколько осело в Казахстане и кто в ответе за это, сейчас выясняет КНБ.
Бытовали и другие схемы. Например, товар ввиду сверхмалых пошлин “таможился” на территории Кыргызстана, а потом в качестве контрабанды доставлялся в Казахстан. Однако последние события в Кыргызстане по-своему сказались на циркуляции незаконного товарооборота - стало известно, что из 11 переходов сегодня открыты только 3. Тем самым так называемые “броды”, которыми пользовались контрабандисты, полностью перекрыты - пограничные службы работают в усиленном режиме и сегодня перейти нелегально границу с подложными документами практически невозможно.
На специальном брифинге представители ДТК также коснулись моментов льготного периода, в течение которого физическое лицо имеет право ввезти автомобиль со скидкой. Сейчас органы таможенного контроля ожидают инструкции сверху. И если учесть, что этот режим вступает в силу с 1 июля этого года, инструкции прибудут со дня на день. В то же время, поделился с нами начальник ДТК по Алматинской области Курманбек Артыкбаев, сейчас таможенными органами вносятся свои предложения для того, чтобы пресечь всяческие нежелательные моменты.
Например, исключить ввоз одним и тем же человеком нескольких автомобилей. Напомним, что по правилам, которые вступают в силу с 1 июля, физическому лицу можно ввезти только один автомобиль в Казахстан, при этом без права перепродажи на территории стран - участниц ТС.
Привели также некоторую статистику в опровержение утверждения, что мы полностью зависим от китайских товаров. Выяснилось, что в целом по республике объем завозимых товаров из Китая составляет примерно 4-6 процентов. В то же время по Алматинскому региону, который находится в непосредственной близости с границей, объем импорта из Китая равен 43 процентам.
В рамках акции была проведена экскурсия на пост “Коргас”. Группу не только познакомили с системами контроля, такими, как рентгеновые сканеры инспекционно-досмотрового комплекса TC SCAN, но и объяснили принцип работы так называемых “электронных пломб”.
Система электронного пломбирования введена относительно недавно, и сама пломба представляет собой небольшую коробку с электроникой, которая фиксирует малейшие попытки вскрыть контейнер. Кроме этого подобная система позволяет отслеживать груз в пути. Вся информация о передвижении и доставке груза поступает в режиме реального времени в Центр оперативного управлении Комитета таможенного контроля в Астане (ЦОУ КТК) - на таможенных постах имеются специальные считывающие терминалы, что поддерживают связь с самими пломбами. Это необходимо для того, чтобы груз прибыл на точку назначения и был вскрыт только в указанной в документе точке. Подобная система позволяет не только бороться с контрабандой, но и гарантирует целостность груза
Между тем нам удалось выяснить, что в скором времени, с введением коридора Западная Европа - Западный Китай, старый пункт “Коргас” потеряет свою актуальность. Вполне возможно, будет построен новый пост в 9 километрах западнее. Его планируют разместить на территории Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС). Кстати, подвод всех коммуникаций к этому центру китайская сторона практически завершила (автобан и железнодорожная ветка). Но, видно, у нашей стороны нет особого рвения.
Как известно, МЦПС предназначен для того, чтобы дать возможность закупать товары прямо на границе у завода-изготовителя, который будет располагаться на территории этого центра. При этом необходимость терять время на получение визы отпадает. И как считает заместитель начальника ДТК по Алматинской области Александр Малянов, нам просто нечего предложить из того, что производится на территории Казахстана Китаю, следовательно, нечего открывать на территории МЦПС. Что и является главным тормозом в развитии этой зоны. Ведь, как известно, МЦПС планировалось организовать исключительно за счет коммерческих вложений. |