|
Юлиана Жихорь из Астаны
На днях премьер-министр Карим Масимов сообщил о намерениях правительства скорректировать прогнозные показатели бюджета Казахстана за 2010 год. Возможно, это коснется и главного макроэкономического показателя - ВВП, который первое полугодие показывает стабильный 8-процентный рост и, как обещает премьер, будет также расти до конца года.
Это является положительным знаком того, что кризис в его острой фазе для Казахстана действительно закончился. И сейчас наступает пора исправления прежних ошибок и страхования от будущих кризисов
Кризис 2007-2009 годов - а, по мнению ряда мировых светил от экономики, это лишь первая ступень более глобального экономического упадка и процесса пересмотра акцентов и ролей в системе миропорядка - вынудил правительство впервые обратиться за помощью Национального фонда страны, откуда было объято лишь официально 10 миллиардов долларов. Еще весьма значительная сумма была пущена на антикризисные меры в обход фонда - средства от нефти зачислялись некоторое время напрямую в бюджет. Что, естественно, порядочно оскуднило национальную кубышку.
Но дело даже не в этом. А в том, что сегодня требуется весьма серьезно подойти к вопросу: куда, собственно, следует вкладывать национальное финансовое достояние.
Как известно, Национальный банк, являющийся оператором Нацфонда, инвестирует средства фонда в акции различных компаний, которые в докризисные времена показывали неплохой рост. Однако разорение многих из известных ранее фирм и банков, а также продолжающаяся волатильность на биржах вынуждают пересмотреть сложившуюся традицию.
По идее, главной задачей оператора фонда должно являться определение целей: куда необходимо вкладывать деньги, чтобы в обозримой перспективе их вернуть в многократном размере. И сегодня очень важно определить приоритеты и спрогнозировать безрисковые, а главное - стабильные зоны для инвестирования.
Ряд экономистов считает, что перспективной может стать отрасль биотехнологий. Например, в Канаде за прошлый год инвестиции в биотехнологии выросли на 72 процента. По данным Ernst & Young, остальные страны отстают по темпам роста, но почти везде цифры двузначные. Среди лидеров, как обычно, Китай, где начиная с 2000 года отрасль растет в среднем на 30 процентов в год.
Однако по другой версии биотехнологии могут стать и причиной нового кризиса. Ведь, по сути, это инвестиции в чудо - в нечто эфемерное, не поддающееся анализу и прогнозу. Но не исключено, что однажды отрасль перейдет черту, которая отделяет красивую, но затратную идею от устойчиво функционирующего бизнеса. Недаром сегодня многие известные бизнесмены начинают вкладывать финансы в различного рода институты биологии старения.
Еще одна отрасль, набирающая силу, - инфраструктура. По мнению экспертов стэнфордского исследовательского центра Collaboratory for Research on Global Projects, золотовалютные резервы, особенно в странах Азии, могут быть перенаправлены на инвестиции в инфраструктурные проекты. Дело в том, что инфраструктура приносит постоянный гарантированный доход, что в нынешние времена очень важно.
В первую очередь, инвестирование будет происходить не на внешнем, а на внутреннем рынке - в инфраструктуру, где предпочтение отдается электроэнергетике (в том числе и “зеленой”) и транспорту. Создающиеся госинвестфонды Бразилии и Индии будут ориентированы на внутренние инвестиции. Уже созданные фонды тоже уделяют этому все больше внимания даже в развитых странах: инвестфонд Аляски, Российский фонд национального благосостояния... Инвестфонд эмирата Абу-Даби вкладывает в альтернативную энергетику сотни миллионов долларов, которые, как прогнозируется, скоро превратятся в миллиарды.
При этом госинвестиции в возобновляемые источники энергии станут катализатором для частных инвестиций и в альтернативную энергетику, и в инфраструктуру. Экологические госпрограммы и механизмы государственно-частного партнерства дадут частникам определенные гарантии. Они же будут являться некой гарантией безопасности для денег инвесторов.
По мнению ряда аналитиков, общий объем инвестиций в инфраструктуру в ближайшие годы будет измеряться сотнями миллиардов, если не триллионами долларов. По прогнозу компании Carlyle Infrastructure Partners, во всем мире потребность в инфраструктурных инвестициях на ближайшие 20 лет составляет 53 триллиона долларов - это почти общемировой ВВП.
Причем ведущую роль в реализации этих проектов будут играть именно государственные фонды - по разным оценкам, в ближайшие пять-шесть лет объем государственных инвестиционных фондов вырастет до 12-18 триллионов долларов. Главными мировыми инвесторами начнут становиться государства, а не частные лица и корпорации.
Первой ласточкой становится Китай. Он заявил о намерениях интенсификации внешнеэкономической стратегии страны. Председатель КНР Вэнь Цзябао уже говорил о том, что власти собираются использовать золотовалютные резервы для поддержки и ускорения экспансии китайских компаний за пределами страны. Причем внимание будет обращаться не на Уолл-стрит (то есть не на финансовые операции), а на месторождения природных и энергетических ресурсов. Кроме того, китайская экспансия направлена на скупку не только сырьевых, но и технологических активов. В нынешнем году Китай намерен увеличить свое инвестирование за рубеж на 15,5 процента.
По сути, Казахстану тоже следует переориентировать свое внимание с Уолл-стрит на более осязаемые активы: землю, энергетические ресурсы, технологии, инфраструктуру. Это позволит гарантировать сохранность сбережений Национального фонда, а не считать процентовку убытков, вызванных очередным падением фондовых индексов. Причем, учитывая, что многие экономисты заявляют, что уже на следующий год мир может увидеть очередное возвращение кризиса, сделать это необходимо в весьма короткие сроки. |