Анна Шелепова из Москвы
Ситуация в Кыргызстане по-прежнему напряженная. Из-за открытия границ среди соотечественников распространилась информация о том, что киргизы массово пытаются покинуть пределы родины и пересечь прежде всего казахстанскую границу. Может ли в Казахстан хлынуть поток нелегалов, оружия, наркотиков и контрабанды?
За ответами на эти вопросы мы обратились к заместителю председателя КНБ РК - директору пограничной службы генерал-майору Булату Киргизбаеву. Казахстанский генерал в составе отечественной делегации на прошлой неделе побывал на московских торжествах по случаю Дня пограничника
- Как Вы прокомментируете информацию, которая активно муссируется в ряде СМИ о том, что киргизские граждане пытаются пересечь киргизско-казахстанскую границу?
- Мы каждый день задерживаем контрабанду, которую пытаются провезти через границу.
Везут все: товары народного потребления, муку, зерно, ГСМ. Это те люди, которые не хотят платить пошлины и законно пересекать госграницы. На этом отрезке мы плотно работаем с МВД, и отработки приносят результаты. Мы тщательно досматриваем все грузы, но мы не можем говорить о том, что преступность из Кыргызстана захлестнула Казахстан.
Что касается наркотрафика, проанализировав информацию с коллегами, мы увидели, что пути доставки тяжелых наркотиков изменились. Это признак того, что мы усилили наши границы и наркоторговцы ищут другие пути. То есть с задачей - поставить заслон тяжелым наркотикам - мы справляемся.
- Протяженность южных границ страны огромна. Как казахстанские пограничники справляются с охраной этого участка границы?
- В этом году была создана большая межведомственная правительственная рабочая группа во главе с г-ном Шукеевым. Комиссия проехала по всей границе на южном направлении. Посмотрели возможности пунктов пропуска, промониторили ситуацию.
Было принято решение об усилении границ и выделении дополнительных значительных денежных средств, более 15 миллиардов тенге на 2010 и 2011 годы.
В этом году мы уже освоили 5 миллиардов тенге, планируем построить 25 застав.
Одна из основных претензией с российской стороны заключалась в том, что мы, по мнению российских коллег, не совсем надежно охраняем южные границы... К концу этого года можно будет говорить о высокой надежности в южном направлении. Благодаря выделенным средствам мы сможем улучшить и обновить технические средства.
Правительство сейчас сделало много, и на нас это налагает обязательства. Теперь мы должны своей повседневной службой доказать главе государства, что эти средства были выделены не зря.
Выделенные деньги в том числе пойдут и на строительство современных пунктов пропуска на Кордае, чтобы пропускные возможности на этом участке стали больше, ведь каждый год накануне турсезона мы сталкивались с проблемой заторов в этом направлении.
- Какие изменения произойдут на российско-казахстанской границе в связи с юридическим оформлением Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией?
- Изменения будут, но они больше коснутся работы таможенных подразделений.
С первого июля 2011-го службы будут переходить на работу на внешних границах Таможенного союза. Будут усилены границы с Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменией.
Но пограничные службы будут работать в прежнем режиме, а в наши задачи входит охрана границ от потока контрабанды, наркотиков, миграции.
Изменения могут быть в перспективе. Мы говорим, что Таможенный союз - это первый шаг интеграции на постсоветском пространстве, второй шаг - единое экономическое пространство, третий логичный шаг - единая политика в отношении визового режима по аналогии с Шенгенской зоной. То есть мы говорим о перспективах единой визовой политики, а это предполагает единый режим пребывания для всех, кто пересекает, к примеру, территорию Казахстана, также может свободно передвигаться и в Россию, и в Белоруссию. Хотя этот вопрос перед нами на данный момент не стоит, тем не менее мы заранее готовимся к развитию ситуации и предварительно обсудили эти вопросы с руководителями пограничных ведомств России и Белоруссии. Мы предполагаем, что будем двигаться в этом направлении, а потому должны быть готовы уже сейчас, а не по факту. Однако хочу заметить, что все в этом вопросе зависит исключительно от решений лидеров государств. |