|
Юлиана Жихорь из Астаны
Всего пару недель назад избранные от правящей партии депутаты выяснили, что строительство транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай под угрозой срыва из-за нехватки грунта. Но Кабмин поднажал, “подкрутил” кому надо “хвосты”, отполировал шероховатости и объявил об исполнении всех работ точно в срок. Впрочем, такие “срочные меры” принимаются не только по дороге. Правительство всеми силами “вытягивает” торжественное открытие целого списка объектов, возводящихся в рамках Программы формированной индустриализации, к концу первого полугодия
В прошлом году, в канун Дня столицы, правительство презентовало президенту Карту индустриализации страны. В торжественной обстановке, в окружении плакатов, телевизоров и ленточек. Традицию “сдаваться с праздником” решено продолжить и в этом году. По сути, все презентации готовых проектов для Кабмина - этакий экзамен на предмет выполнения поручений президента. Глава государства неоднократно намекал: не справитесь - уволю. И теперь, дабы сохранить свои головы и кресла, правительство устроит показ достижений в он-лайн-режиме.
Такой формат был выбран неслучайно. В марте Нурсултан Назарбаев весьма жестко дал понять, что разрезать ленточки на недостроенных объектах он больше не намерен. (“Никто не контролирует выход объектов на проектную мощность, - на совещании с правительством заявил глава государства. - Зачастую перерезаю ленточку, а потом узнаю, что объект вводится через год. Кому это надо?! Показуха и провокация! Такие объекты я больше не буду открывать, не буду участвовать”.) Видимо, дабы в будущем избежать критики за ленточки, правительство и решило устроить “виртуальное открытие”.
|
Дорожная карта страны |
На 28 июня запланирован телемост с участием президента, он пройдет на территории нового университета имени Н.Назарбаева, где по плану должны состояться прямые включения со всех запланированных к вводу в первом полугодии объектов из Карты индустриализации.
Несколько камер будут установлены вдоль строящегося транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай в Кызылординской и Жамбылской областях. Учитывая недавнюю критику, глава Министерства транспорта и коммуникаций Абельгазы Кусаинов принимает все меры, чтобы исправить недоработки “с опережением графика”.
На днях на селекторном совещании в правительстве, он сообщил, что работы по строительству коридора ведутся в трех областях (Актюбинской, Кызылординской, Жамбылской) на 1186 км. В течение ближайших нескольких месяцев работы начнутся еще и в ЮКО. Осенью активная стройка охватит весь коридор. А к концу года движение по магистрали обещают открыть на нескольких участках общей протяженностью 378 км, из которых 70 км - цементобетонное покрытие. “На проекте на сегодняшний день мобилизовано 10 асфальтобетонных и 3 цементобетонных завода, 16 дробильных установок, задействовано 12 825 человек и 2845 единиц техники”, - перечислил Кусаинов. Правда, с укладкой грунта и заготовкой щебня и железобетона дела обстоят намного хуже - исполнение всего 17 процентов от плана. Но, как пообещал министр, напрягут акиматы, и вопросы решатся.
“Решению” подлежат и другие глобальные проекты.
Кабмин заявил, что до 1 июля будут сданы 72 инвестпроекта, входящие в Карту индустриализации страны. Но возникли непредвиденные для отечественных прогнозистов препятствия - строители просто не поспевают реализовывать все правительственные планы. Из запланированных к вводу в первом полугодии объектов акт госприемки получили только 10 проектов, последний из которых - Васильковский ГОК - получивший из уст открывавшего его главы государства новое имя - Алтынтау. Как признался вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау, по ряду оставшихся (а их 62!) проектов “ставится вопрос по переносу сроков запуска с первого полугодия на второе”. Макаронная фабрика в Костанае, газобетонный завод в Мангыстауской области, газотурбинные станции в Кызылорде и другие могут существенно подпортить эффект форсажа индустриалки страны.
Но выход был найден. Акиматы поднажали, и “в результате усиленной работы” ускорили сдачу объектов, строительство которых должно было закончиться лишь к концу года. Например, вместо макаронной фабрики было решено презентовать президенту откормочную площадку в Западном Казахстане. Вместо газобетонного завода - базу по производству сосудов, работающих под давлением.
В итоге такой “реструктуризации” проектов вместо запланированных 72 проектов правительство вкупе с местными исполнительными органами готово представить на суд президента аж 74!
Правда, и их, как подмечают в Кабмине, надо в срочном порядке “вытаскивать”: “Есть проекты, по которым акиматам совместно с инициаторами нужно максимально ускорить ход строительно-монтажных и пусконаладочных работ, чтобы объекты были введены в установленные сроки и в установленном порядке. Поскольку, как известно, объект считается введенным при получении акта государственной приемочной комиссии”. А получить этот акт возможно лишь при наличии экологической экспертизы, про которую, к сожалению, в последнее время стало весьма модно забывать. Из 74 проектов 13 еще ее не получили. Альберт Рау очень попросил исполнителей на местах “подсуетиться”, а то “будет потом физически, организационно очень сложно это сделать”. Видимо, намекая на практику “задних чисел”. Но обнадежил, что “Министерством охраны окружающей среды и МЧС взят на особый контроль ход работ по всем проектам Карты индустриализации Казахстана и даны соответствующие поручения территориальным подразделениям”.
До презентации осталось совсем мало времени. Карим Масимов поручил всем подчиненным поднапрячься и все достроить. А 21 июня устроить генеральную репетицию - “тренировочное селекторное совещание, один в один как будет 28-го. Посмотрим, где у нас будут шероховатости проходить”. |