ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Продать родине События

Юлиана Жихорь из Астаны
То, что государственно-частное партнерство является весьма выгодной формой бизнес-взаимодействия государственного сектора экономики с частным предпринимательством, в развитых странах мира поняли уже давно. Первый концессионный проект насчитывает 400-летнюю историю, а современная Европа уже давно отошла от практики строить нужные государству объекты за бюджетный счет. В Великобритании, к примеру, крупнейшими проектами, реализованными с использованием механизма ГЧП, являются проекты в области образования и обороны, в других странах Европы приоритет принадлежит транспортным проектам: тоннели, мосты, автобаны, железные дороги, аэропорты. Даже спортивные сооружения в Европе строятся за внебюджетный счет (тогда как в Казахстане все объекты к Азиаде-2011 возводятся исключительно за деньги налогоплательщиков)

В принципе, выгоду подобного партнерства понимают и в Казахстане.
Другое дело, что во всем мире привыкли использовать механизмы ГЧП для решения первоочередных социально-значимых задач. У нас же до недавнего времени государственно-частное партнерство, по сути, выступало как некая “отдушина” для государственных органов - переложить ряд своих обязанностей на частника, не ставя задачи улучшить качество товаров-услуг.
В ближайшем будущем, как утверждают (точнее, планируют) в казахстанском центре ГЧП, ситуация изменится: государственно-частное партнерство повернется, наконец, лицом к потребителю. Согласно разрабатываемой Концепции развития государственно-частного партнерства до 2014 года, планируется сконцентрировать внимание на ответственности участвующего в ГЧП частного сектора за поставку услуг.
Например, заключается ГЧП-контракт (аренда, концессия или иной другой) на водоснабжение, допустим, Алматы. Соответственно, государство по данному соглашению будет отвечать за “госзаказ” - потребление воды и подведение водоснабжения к объекту аренды (горводоканалу), а частник - за бесперебойную подачу воды потребителям, а также за качество воды (чтобы из-под крана пить можно было).
Аналогично и по другим объектам. В Астане, допустим, пару лет назад отдали в управление австрийской компании Центр материнства и детства. Это тоже один из видов государственно-частного партнерства. Теперь именно эта компания несет ответственность за качество обслуживания центром клиентов.
Назарбаев неоднократно призывал правительство развивать государственно-частное партнерство. Несколько лет назад он заявлял, что по схеме ГЧП будут строиться школы и больницы (100 школ, 100 больниц), и эта идея даже на короткое время нашла отражение в поправках к Закону “О концессиях”. Однако от нее пришлось отказаться - выяснилось, что отечественное законодательство не приспособлено к работе с частным бизнесом по таким схемам.
В нынешнем году призыв из уст президента прозвучал вновь. Теперь тема - детские сады.
И реализация данного поручения отразилась в Концепции (на ее основе в будущем будет создаваться законодательная база для развития государственно-частного партнерства в стране). В частности, заявляется, что ГЧП в Казахстане будет строиться в том числе и на принципе “объединения усилия для достижения общих целей”. Вводится новое для Казахстана понятие - частной финансовой инициативы (ЧФИ). Это так называемая “теневая концессия”: контракты по государственным услугам и работам финансируются частным сектором, но оплачиваются не потребителем, а государством. То есть на примере детских садов частник может построить детсад, а государство, со своей стороны, будет обеспечивать “госзаказ”, оплачивая пребывание в нем детей из муниципальных бюджетов. При этом обязательства сторон: государство - “поставка” детей и оплата их пребывания в детском саду, частник - качественное обслуживание детей, их подготовка к школе по заявленной государством программе. (Еще один вариант - частник сегодня строит детский сад, а государство выкупает у него готовое здание в течение нескольких лет. Такая схема обходится бюджету дороже, однако скорость получения построенных объектов это компенсирует.)
Точно так же могут работать и поликлиники.
alt
Строим объекты Азиады-2011 на наши кровные!
Одним из мировых лидеров по проектам ЧФИ является Япония, где за последние 10 лет количество проектов увеличилось с 3 до 352. И основным источником дохода в этих проектах является именно государство (порядка 70 процентов). В Стране восходящего солнца на основе ЧФИ обслуживаются правительственные здания и городские парки, тюрьмы и объекты культуры. Основным же условием финансирования подобных проектов ГЧП является наличие договоров с детализацией всех условий соучастия государства и бизнеса.
В Казахстане уже неоднократно говорили и о том, чтобы передать жилищно-коммунальную сферу в частное управление. Но опыт прежних лет (когда создавались разного рода квазигосударственные и частные предприятия - управляющие коммунальным хозяйством) заставляет настороженно относиться к подобного рода предложениям. На практике уже было испытано, что подобные инвесторы ограничивались лишь сбором средств с потребителей, не вкладывая ни копейки в модернизацию производства и не улучшая качество товаров и услуг.
Сейчас, как заявляют в центре ГЧП, ситуация будет выглядеть несколько иначе. Концепцией будет предусмотрено (после ее “вступления в жизнь”), что взаимоотношения сторон будут не только оформляться договорами, но и будут ограничены во времени и ориентироваться на конечный результат. То есть необходимо будет построить дорогу (водопровод) в такой-то срок, эксплуатировать, содержать ее такой-то период и “сдать” государству в “идеальном состоянии” через столько-то лет. Если речь будет идти об уже имеющемся объекте, то государство может модернизировать его за собственный счет. Частный же бизнес должен поддерживать это идеальное состояние весь срок контракта, сдав объект (по окончании контракта) государству в столь же идеальном виде. При этом весь срок договора концессионер будет отвечать перед потребителями за качество предоставляемых услуг (товара).
То есть в данном случае контроль за соблюдением условий контракта будет вестись не только со стороны государства, но и гражданами. И в случае нарушений статей договора, как обещают в правительстве, с неисполнителями будут безжалостно разрываться контракты.
В целом Концепция развития государственно-частного партнерства представляет собой некий макет - как и куда будет двигаться ГЧП в ближайшее, и не только, время. Именно руководствуясь ее положениями, в самое ближайшее время появятся новые законодательные акты, регулирующие отношения в данной сфере. И в первую очередь формулирующие само понятие “государственно-частное партнерство”, коего до настоящего момента в законодательном поле страны не существует.
Скорее всего, этот процесс будет достаточно скорым. Дело в том, что без частных инвестиций, руководствующихся внятными правилами игры, не представляется возможным реализация и одной из самых глобальных идей нынешнего правительства - форсированной пятилетки индустриально-инновационного развития.

Примеры эффективных проектов, реализованных с использованием механизма ГЧП:
 - расширение и модернизация международного аэропорта в Варшаве,
- аэропорт в Спарте, кольцевая автодорога в Афинах, мост в Rion Antrion (Греция).
Ряд крупных проектов в Европе уже реализован с использованием механизма ГЧП:
- скоростная железная дорога HSL Zuid, Нидерланды, 2001 год;
- Сегарра-Гарригес: ирригационный канал, Испания, 2002 год;
- тоннель Oosterweel Link, Бельгия, 2004 год;
- Брешиа-Милан: платная автодорога, Италия, 2005 год;
- Салоники: метро, первая фаза, Греция, 2005 год;
- мост в Мессине, Италия, 2006 год;
- А5 Острегион автобан, Австрия, 2006 год;
- город Карцаг: спортивные сооружения, Венгрия, 2007 год;
- дорога Сексард-Бой-Печ, Венгрия, 2007 год;
- платная автодорога CSB, Греция, 2007 год.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение