|
Юлиана Жихорь из Астаны
Правительство уже давно избрало политику критики за собственные ошибки кого угодно, только не себя. Особо “любимым” у Кабмина является бизнес, который перманентно обвиняют то в нелюбви к родине, то в отсутствии здоровой конкуренции, то в нежелании трудиться на благо индустриализации и, как следствие, светлого будущего. Теперь его сделали “крайним” за рост инфляции
Инфляция и ее кризисная “ипостась” - дефляция - головная боль любого правительства. Пару лет назад Кабмин радостно вздыхал, докладывая об отсутствии тенденции к снижению цен (дефляции), теперь рвет и мечет из-за их роста. Как, впрочем, делал это и в далекие уже докризисные времена. Другое дело, что прежде властям удавалось сдерживать рост цен более успешно, нежели сейчас. Судя по нынешним “метаниям” правительства, готового даже административными мерами устанавливать предельные цены, конкурентный рынок в Казахстане, чьи зачатки появились в докризисные времена, почил в бозе.
Вот, например, злополучные овощи-фрукты, на которые, как на главных зачинщиков инфляции, “кивал” Григорий Марченко еще во время своего предыдущего председательствования в Нацбанке. Только раньше “сезонным фактором” называли лето-осень (чем весьма удивляли страну), а теперь - весь год.
Более того, сегодня уже считать лето-осень временем, когда дорожают овощи и фрукты, вроде как даже и не совсем политкорректно: мы ж типа свое развиваем, столько денег ежегодно на всякие приминсельхозовские АО выделяем, дабы они хранилища да “переработку” строили. Вот только развиваем весьма странно - на бумаге есть, а в действительности не наблюдается.
Например, создавая СПК, власти обещали, что вот теперь они станут этаким связующим звеном между городом и селом, настроят овощехранилища, создадут продовольственные пояса вокруг городов. И что? В первом квартале этого года плодоовощной продукции импортировано в 1,5 раза больше, чем за три месяца прошлого года. Только капусты завезли в Казахстан в 2,7 раза больше - 3,9 тысячи тонн. А ее цена (на границе) выросла наполовину. Импорт картофеля вырос в 1,7 раза, а его цена - на 20 процентов. Морковка подорожала и того больше - на две трети своей цены.
“Отсутствие инфраструктуры хранения и доставки плодоовощной продукции, а также отсутствие в этой сфере отечественных институтов развития”, - объясняют в Минэкономразвития. Так и хочется спросить: а где деньги, которые на эти базы и институты выделялись? Сгнили вместе с картошкой на полях?
И к тому же, по всем законам рынка, заниматься хранением, доставкой и продажей должны отнюдь не государственные институты развития, а частный капитал. Но это, к сожалению, в нашей стране не всем выгодно - зависимость от рыночной конъюнктуры менее привлекательна, нежели стабильная подпитка из государственного бюджета. А потому бизнесу, который таки хочет самостоятельно скупать-хранить-продавать, весьма непросто перебороть “государственную заинтересованность”. Которая в очередной раз кивает на СПК, заявляя о необходимости “повышать роль” социально-предпринимательских корпораций в вопросах развития инфраструктуры хранения и доставки овощей и фруктов.
К слову, у нас государственные органы не могут наладить не то что хранение, но даже перераспределение этой продукции по регионам. Например, ЮКО и Жамбылская области в прошлом году экспортировали плодоовощную продукцию на 25 миллионов долларов (почти 90 процентов - в Россию). А 4 западные другие области - ЗКО, Актюбинская, Атырауская и Мангыстауская - эти же продукты завезли из-за рубежа (из той же России) на 10 миллионов долларов. Учитывая дорогу и таможню, итоговая стоимость картофеля и морковки на прилавках в этих регионах выросла в разы.
Но и тут нашли крайних - в очередной раз обвинили “несовершенство каналов реализации”, то бишь посредников. В том числе и оптово-розничные сети. “Один килограмм помидоров, стоящий 80 тенге в городе Урумчи, проходя через руки посредников, дорожает в Астане уже до 350 тенге”, - привел пример министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев. В этом, по мнению правительства, виноваты “непрозрачная деятельность импортеров и спекулятивные действия торговцев, четко улавливающих временный дефицит на рынках”. В общем, одна ниточка - отсутствие собственных баз - тянет за собой другую - сговор торговцев.
Так, друг за другом все виноватые подтянули кривую инфляции вверх на 4,7 процента только за апрель (к декабрю 2009 года). (Эта цифра в два раза превышает прошлогодний показатель.) Еще месяц такими темпами, и правительство уже не сможет удержать инфляцию в целом за год в запланированном коридоре 6-8 процентов...
В связи с этим Кабмину ничего не остается делать, как вводить предельные цены на продовольственные товары. По предложению главы Агентства РК по защите конкуренции наделить этим правом планируется маслихаты. А заодно установить налоговые посты на всех оптовых складах, где происходит “перевалка плодоовощной продукции”. И взять наконец под контроль предпринимателей, занимающихся оптовой продажей плодоовощной продукции.
Интересно, что на своем пути в пятидесятку конкурентоспособных стран мира Казахстан всегда кивает на Запад, догоняя и перегоняя кого-то, перенимая опыт и делясь своим. Но взять за основу, допустим, европейскую аграрную политику: обеспечить население продовольствием по умным ценам, а фермеров - справедливыми доходами, никто почему-то не догадывается. Равно как ввести давно предлагавшееся депутатами ограничение маржи продавцов и перекупщиков (то есть, допустим, цена молока от фермера до прилавка не должна вырастать более чем в 2 раза). Гораздо проще пенять на кого-то, обвиняя в невыполнении прогнозных макроэкономических показателей правительства.
К слову, в процессе инфляции в нынешнем году есть и исключительно “государственная доля” - рост тарифов, за одобрение которых отвечает Агентство по регулированию естественных монополий. За 4 месяца этого года удорожание регулируемых услуг составило 3,6 процента, обеспечив четвертую часть роста инфляции. Подскочившие в цене свет, вода, связь и канализация вызвали рост других, нерегулируемых услуг - гостиниц, парикмахерских, больниц, магазинов и т.п. И это не предел - до конца года АРЕМ “даст добро” на новые повышения. Правда, как говорят в Кабмине, уже в меньших объемах - до нормы годового вклада АРЕМа в инфляцию осталось всего полпроцента.a |