|
Юлиана Жихорь из Астаны
В прошлом году в Астане мост через Ишим ремонтировали дважды, перекладывая асфальт в уже свежеуложенных местах. Но ныне состояние дорожного покрытия вновь требует ремонта. Как, впрочем, и большинство дорог, отремонтированных прошлогодними “умельцами”.
Нетрудно представить, как такие руки будут ремонтировать школы и больницы или, допустим, сейсмоусилять здания. На последнее, кстати, только в нынешнем году выделяется 23,5 миллиарда тенге. В чем причины?
Закончившийся, по официальным данным нашего правительства, кризис запустил маховик социальной заботы государства о населении. “Дорожная карта”, начатая в прошлом году как основной элемент борьбы с безработицей и поддержки отечественного малого и среднего бизнеса, тем не менее, продолжится и в нынешнем году. Ее стоимость составит почти 100 миллионов долларов.
Весной прошлого года президент Казахстана сообщил, что “невыгодные” внешние рынки стимулируют Казахстан обратить, наконец, внимание на ранее считавшиеся второстепенными, точнее, невыгодными, области - ремонт ЖКХ, дорог и тому подобного коммунального хозяйства. Вдруг выяснилось, что без достойной инфраструктуры, в том числе ровных, без традиционных рытвин дорог и без наличия “безпотерьных” линий электропередачи ни о какой достойной конкуренции на мировых рынках и речи быть не может. А ведь задачи по вхождению в число 50 конкурентоспособных стран мира никто пока не отменял. (Правда, если верить нашему правительству, то по одному из рейтингов - IMD, мы уже в третьей десятке стран по конкурентоспособности).
В процессе инфраструктурного обновления в антикризисный период есть масса достоинств. Во-первых, на выполнение этих работ можно привлечь значительное число высвободившихся в связи с массовыми сокращениями рабочих рук. Во-вторых, это не дает “застаиваться” малому и среднему бизнесу, специализирующемуся на подобных строительных работах и на поставках соответствующих материалов.
Есть, правда, и минусы, из которых главный - деньги. К сожалению, подобные проекты государство вынуждено финансировать за свой счет. Рабочие места создаются по принципу “принуждения сверху”: хочет бизнесмен получить, допустим, подряд (сейчас это происходит на конкурсной основе) на строительство дороги или ремонт школы - будь добр нанять энное число работников по линии органов занятости. Государство пытается “подсластить пилюлю”, якобы компенсируя затраты бизнеса на новообретенных работников, выплачивая тому по 15 тысяч на каждые руки. Не особо заморачивая себя тем, что все риски по найму таких присланных сотрудников бизнес берет на себя: от обучения работе с лопатой до ответственности за качество работы с этой лопатой.
Взять, например, так называемую молодежную практику. В нынешнем году из госбюджета будет затрачено 6,3 миллиарда тенге на создание почти 53 тысяч временных рабочих мест, в числе которых и “отделение” молодежной практики. Качество работы такой молодежи на, допустим, строительных работах, оставляет желать лучшего: времена, когда наша молодежь стремилась работать на благо родины, уже давно канули в Лету, а трудиться с энтузиазмом за минимальную заработную плату студенты желания не проявляют.
Вот и получается, что построенные студентами за минимальную зарплату дома и школы начитают разрушаться спустя месяц после официальной сдачи, а дороги, уложенные студенческими руками, требуют капитального ремонта спустя всего год.
Можно, конечно, кивать на программы обучения и переобучения граждан, которые, по идее, должны готовить нужных рабочих специалистов. Но, как признают в правительстве, регионы обучают за госсредства не того, кого нужно. Докладывая на днях о планах реализации “Дорожной карты” в 2010 году, глава Минтруда Гульшара Абдыхаликова осторожничала с критикой акиматов, говоря, что “подготовка и переподготовка кадров ведется по специальностям, на наш взгляд, не имеющим отношения ни к “Дорожной карте”, ни к Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития. Это бухгалтер, оператор ЭВМ, парикмахер, косметолог”. Ни тебе жесткой критики типа “Кого стране готовите за госсчет?!”, ни угроз типа “Проверим - накажем”.
Создается ощущение, что регионы всеми возможными и невозможными средствами стремятся освоить выделенные центром средства, дабы на будущий год финансирование не урезали. Ну а центр, то ли понимая бесперспективность контроля, то ли играя в ту же игру с “активностью” регионов, не особо и вмешивается. |