Ярослава Науменко
В центре скандала оказался самый популярный казахстанский интернет-форум “Центр тяжести” (в народе ЦТ). Право владения ЦТ не могут поделить соучредители компании, на которую был зарегистрирован портал. Определением суда сайт bb.ct.kz был заблокирован. Однако “Центр тяжести” с измененным логотипом посредством переадресации пока продолжает работу по другому адресу - bb.ct.com.kz
Как сообщается в пресс-релизе, соучредитель и директор Дмитрий Зимин якобы перерегистрировал форум с юридического лица на физическое “без уведомления и согласования со вторым участником - ТОО New Line Media”, а именно с Эржаном Исабаевым. Уладить конфликт в досудебном порядке не удалось, и в результате до окончания судебных разбирательств суд вынес определение приостановить работу форума.
Напомним, “Центр тяжести” - это 216 тысяч зарегистрированных пользователей, более 12 миллионов сообщений, тысячи просмотров тем в день и рекорд посещаемости - более 2700 юзеров одновременно.
Его создатель Дмитрий Зимин в свое время заключил договор с вышеупомянутой компанией о продаже той рекламы на ЦТ. После того, как срок действия договора истек, “перерегистрация произошла обратно на меня”, - подчеркнул Зимин в интервью журналистам. Также Дмитрий Зимин заявил, что право на домен зарегистрировано также на физические лица и “никому никогда эти права не передавались”. Все действия и заявления оппонентов Зимин расценивает как “рейдерство в лучших традициях 90-х годов”. Он уже направил в Министерство связи и информации официальное письмо с просьбой взять дело под личный контроль.
Бывший коллега Зимина, а ныне оппонент Эржан Исабаев никаких комментариев пока не дает, но от его имени на пресс-конференции выступила бывший продюсер информационных проектов форума “Центр тяжести” Татьяна Бендзь. Она подчеркнула, что все проекты по раскрутке и продвижению ЦТ в массы начала именно компания, а не Зимин.
Столь громкий инцидент, можно сказать, стал интересным показателем - казахстанские сайты (пусть пока и единицы) могут приносить прибыль и быть объектом борьбы за власть над финансовыми потоками. Сам Зимин в ряде интервью отрицал тот факт, что ЦТ приносит достойную прибыль, однако все, кто более-менее регулярно посещал портал, наверняка заметили обилие рекламы на сайте.
Опрошенные руководители онлайновых проектов отметили, что сайт уровня ЦТ приносит, как минимум, от 500 тысяч тенге до миллиона в месяц. И это не считая возможной скрытой рекламы и оплаты за проведение онлайновых конференций с участием руководителей крупных компаний (директоров банков, энергетиков и так далее).
Так что бизнес в Казнете, к счастью, больше не кажется сказкой. Тем более, это мировая тенденция - деньги рекламодателей в кризис активно начали перемещаться в онлайн. В некоторых странах рост объемов рекламы в Сети за последний год достиг 30 процентов.
Из опытов подобных конфликтов можно выстроить несколько версий. Основная - деньги не поделили две команды: которая занимается рекламой и которая курирует контент. В финансовом отношении часто ущемляется именно вторая группа, тогда как первая собирает себе все “сливки”.
Вторая причина - в несовершенстве закона о регулировании Интернета. Разработчики-чиновники тогда не учли множество моментов. И это теперь создает конфликтные ситуации, которые в будущем, вероятно, будут только множиться. В частности, закон так и не приравнял собственника интернет-ресурса к владельцу доменного имени, что является распространенной мировой практикой в развитых странах, где бизнес в Сети делается уже десятилетиями, в отличие от нас.
На днях пройдет первое судебное заседание, которое, возможно, прольет свет на детали прецедента. |