Юлиана Жихорь из Астаны
Казахстану стать индустриальной державой, казалось бы, сам бог велел. Сырья в стране - вся таблица Менделеева, да и географическое положение тоже неплохое - центр континента, экономическая многовекторность налицо. Астана, спустя 12 лет с момента начала “раскачки” и первых нерешительных шагов навстречу индустриализации, начала процесс экстренного поворота экономики на новые индустриально-инновационные рельсы
На днях правительство одобрило план действий по реализации подписанной 19 марта президентом Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР), рассчитанной до 2015 года. Неотъемлемой частью программы являются ее составляющие - “Карта индустриализации” (где точечно указываются необходимые стране предприятия) и программа помощи созданию этих предприятий - “Дорожная карта бизнеса до 2020 года”.
Только на реализацию “Дорожной карты бизнеса” в текущем году предусмотрено 30 миллиардов тенге. Они пойдут на поддержку новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора и поддержку экспортоориентированных производств.
Карта индустриализации же делится на две части - региональные карты, где будут “разумно планироваться” необходимые для развития области проекты, и республиканская, проекты которой курировать будут непосредственно центральные исполнительные органы и госхолдинги. (Места их размещения, согласно востребованности продукции и наличия необходимой инфраструктуры определяются другим документом - “Схемой рационального размещения”, являющейся своеобразным приложением к “Карте индустриализации”.)
Всего в общую “Карту” вошло 236 проектов (подавалось же заявлений на 385 проектов) на общую сумму 7,2 триллиона тенге. (Из них 144 проекта должны быть завершены к концу нынешнего года, из них 72 - уже к 1 июля.) В республиканскую включили 101 проект общей стоимостью 6,8 триллиона тенге. Регионы будут реализовывать 139 проектов на 580 миллиардов тенге.
По словам вице-министра индустрии и новых технологий Альберта Рау, больше всего проектов анонсировано в агропромышленном комплексе - 53, на втором месте - металлургия (37 проектов), 33 проекта в стройиндустрии, 27 - в нефтехимии, 21 - в энергетике. Кстати, на страницах “Карты” фигурируют проекты, появление которых еще несколько лет назад вряд ли кто мог представить. Например, проект по промышленному выращиванию цветов.
В правительстве говорят, что эти цифры - только первый этап. Данные карты будут постепенно расширяться по мере налаживания экономической ситуации в стране и увеличения потока инвестиций в отрасли.
Помимо этого в правительстве очень рассчитывают на то, что ныне действующие производства возьмут курс на расширение. Стимулирующие меры для этого были разработаны в Казахстане еще в 2007 году, когда была принята мирно “почившая в бозе” программа “30 корпоративных лидеров”. (Основная часть мер поддержки, вошедшая в “Дорожную карту бизнеса-2020”, скопирована именно оттуда.) Однако экономический кризис подпортил эффект от грандиозных планов - собственных средств у компаний становилось все меньше, да и снижение мирового потребительсткого спроса на руку не играло.
По сути, было упущено драгоценное время для становления крупных производств в стране. С вступлением Казахстана в Таможенный союз Астана потеряла возможность “рулить” таможенными ставками на необходимое для реализации проектов импортное оборудование. Что, в свою очередь, может автоматически увеличивать стоимость всех проектов и, как следствие, оказывать негативное воздействие на итоговую стоимость товаров.
Правда, и тут выход был найден - развивать активное сотрудничество с бестаможенной зоной - Россией и Беларусью.
Например, Мининдустрии прорабатывает возможность создания СП с российским ОАО “Со ллерс” в Караганде. По слова вице-министра ведомства Берика Камалиева, “вначале хотели разместить проект в Астане, но там вопросы с земельным участком - необходимо 100 гектаров, поэтому прорабатывается вопрос в Караганде, на территории индустриального парка”.
Планируемая мощность совместного автозавода - “примерно 50 тысяч в год”, при этом “россияне представили несколько вариантов линейки (модельного ряда)”. “Пока речь идет о выпуске моделей “Судзуки”, основной упор сделаем, наверное, на них”, - уточнил Камалиев.
Видимо, замглавы ведомства так волновался, выступая перед премьером, что перепутал “Судзуки“” с “Исудзу” (Isuzu) - “Судзуки” в модельной ряд “Соллерс” не входят. (Компания выпускает автомобили под марками УАЗ, SsangYong. В начале 2006 года было подписано соглашение о сборке легковых автомобилей “Фиат” и коммерческих автомобилей “Исудзу”.)
Астана |