|
Алан Байтенов
С начала 2011 года за качество прохождения процедуры техосмотра будут в ответе сразу три ведомства - Министерство транспорта и коммуникаций (МТК), Министерство индустрии и новых технологий (МИНТ) и Министерство внутренних дел (МВД). Такой подход, считают официальные власти, позволит разобраться со многими грехами в этой отрасли. Между тем все нововведения отвечают только за чистоту проведения этой процедуры, не вмешиваясь в главное, - в устаревшие стандарты приемлемого технического состояния транспорта
О том, что необходимо менять ситуацию в одной из самых коррумпированных и проблемных областей заговорили еще в середине 2008 года. Помним, как Омирзак Тусумов, экс-глава Комитета дорожной полиции МВД, обозначил намерения ведомства отказаться от привилегий следить за техсостоянием транспорта. Озвучена революционная для нас идея - передать эту процедуру под шефство МТК, мол, во многих развитых странах именно транспортное ведомство занимается подобными вопросами.
Тогда, равно как и сейчас, это называлось просто - передача в конкурентную среду. Были мнения, что МВД решило устраниться и тем самым “подлатать” статистику: техосмотр - одно из самых сложных направлений, вызывающее массу нареканий и осуждений, а все это никак не добавляет положительных очков имиджу ведомства. Хотя некоторые считали и так - МВД заставили “поделиться”, называя вещи своими именами, неплохой “статьей доходов”.
Однако с 2011 года, и как раз в связи с новым порядком прохождения процедуры техосмотра, он попрощается с характеристикой “прибыльный бизнес”. В деле сразу три контролирующих эту область ведомства. МТК будет отвечать за постоянную инспекцию состояния оборудования и общего уровня подготовки станций. МИНТ будет заниматься аккредитацией частных станций и выдачей специальных лицензий на работу. В деле будет и МВД - ему останется функция проверки наличия талона техосмотра.
Согласно новым правилам, частные станции должны комплектоваться самыми современными линиями: проверки тормозной системы, рулевого управления, светового оборудования и, конечно же, анализатором чистоты выхлопа.
Кстати, за любой отход от правил прохождения техосмотра (например, создание необоснованных преференций) будут наказывать именно станции. Проектная мощность штрафов - 40 МРП или лишение лицензии. Впрочем, сумма сегодня еще оговаривается и, вполне возможно, изменится в сторону увеличения.
Этот момент, наверное, самый интересный во всем пакете нововведений. Оказывается, вплоть до 2006 года, когда техосмотр был почти вне МВД, контроль над чистотой исполнения обязанностей частниками практически не велся. Не говоря уже о возможных штрафах за нарушения. Тогда и решено было передать техосмотр в МВД полностью. Но, как мы знаем, в корне ситуацию это не поменяло, до сих пор остаются лазейки для обхода существующих режимов.
Как правило, чем дальше от центра, тем ниже контроль. Так, автомобиль, зарегистрированный, например, в пригороде, получает добро именно там, но при этом большинство времени проводит в городе, подвергая опасности всех участников дорожного движения. Формально, по закону, он чист - наличие талона дает ему право выезжать на любые дороги. Притом получен он зачастую со многими нарушениями.
В идеале новая программа позволит следить за качеством прохождения техосмотра за пределами крупных центров. Согласно проекту, введут единую систему, в которой будут отображаться все транспортные средства, прошедшие эту процедуру. И если вдруг оно не будет соответствовать стандартам по заключению местных проверяющих органов, база данных позволит провести проверку. То есть поднять диагностическую карту и в случае чего оштрафовать или лишить лицензии.
Но, несмотря не общее ужесточение, оказалось, что все нововведения в этой области не касаются устаревших стандартов технического соответствия. Как поделились с нами в МТК, пока что в этой области ничего не предпринимается. В частности, не предвидится долгожданной привязки отечественных стандартов к нормам выхлопа евро-2 или евро-3. Все ограничения так и останутся на уровне ввоза. Тем самым автообщество даже с введением новых порядков будет проходить техосмотр по нормам 10-15-летней давности. Нет законного решения, комментируют в МТК - нет и созданных на их базе новых регламентов.
Конечно, решить эту проблему в одночасье невозможно. Затяни петлю (взять хотя бы вопросы экологии) сейчас, и половину автопарка республики надо будет срочно утилизировать. Однако мы не устаем повторять, что в этом деле хороший помощник - Налоговый кодекс. Сейчас же принцип сборов по части транспортного налога (более старый платит меньше) противоречит всем мировым принципам, в сторону которых так часто кивают реформаторы. |