|
Жанар Карбаева
Экологи и специалисты в области энергетики, промышленного производства и нефтегазового сектора обсудили Концепцию низкоуглеродного развития. Главный ее постулат - сокращение выбросов парникового газа, которые в Казахстане составляют более 19 тонн в час, и эта цифра только увеличивается
Усилия по низкоуглеродному развитию различных стран разные, поэтому международное сообщество предлагает внедрить “углеродный тариф” для тех государств, которые не принимают никаких мер для сокращения выбросов. Это значит, что “штрафники” будут платить пошлину, определяемую количеством углекислого газа, который был выделен при производстве товара. Казахстан входит в третью группу стран со средней и высокой углеродоемкостью экономики.
По мнению международного советника по разработке стратегии низкоуглеродного развития Христо Христова, необходимо завершить индустриализацию промышленности (переоборудовать комплексы новыми технологиями) и включиться в разработку и производство низкоуглеродных продуктов. В этих условиях возможна финансовая поддержка от развитых стран, обязавшихся на международном уровне поддерживать трансфер технологий и внедрение новых экологических стандартов. На помощь можно рассчитывать при условии сокращения собственными силами выбросов парниковых газов.
В Экологический кодекс Казахстана будет введена норма так называемой “наиболее совершенной технологии”, которая послужит снижению выбросов в окружающую среду. Для каждой отрасли правительство определит конкретную технологию, допускающую предельное количество выбросов.
К 2020 году планируется сократить выбросы парниковых газов на 15 процентов, а к 2050-му - на 70 процентов. Причем сокращение на 70 процентов соответствует минимуму, о котором говорят эксперты на международных переговорах. Казахстану предстоит грандиозная работа в трех ключевых областях экономики: производстве энергии, добыче угля, нефти и газа и развитии неуглеродных технологий.
Придется не только учиться экономить, к примеру, энергию - переходить на более чистое топливо (с угля или мазута на газ), но и осваивать новые способы ее получения. Это может быть освоение гидропотенциала и потенциала ветра, биомассы и солнца, развитие атомной и водородной энергетики. По словам Христо Христова, атомная энергия будет во много раз дороже, но именно за мощностями, не выбрасывающими парниковые газы, стоит будущее и многие государства пойдут на такие затраты.
Представитель РГП “Казахский научно-исследовательский институт экологии и климата” (КазНИИЭК) Министерства охраны окружающей среды Алексей Чередниченко отметил, что в республике с каждым годом будет наращиваться темп роста промышленности. Так, объем добычи угля к 2014 году составит 123 миллиона тонн, а выработка электроэнергии - до 103,3 миллиарда кВт/ч. Нефти к 2014 году планируется добыть до 85 миллионов тонн, сырого газа - до 54 миллиардов кубических метров.
“Спрос на возобновляемые источники энергии с общей мощностью до 4-4,5 ГВт в энергетическом секторе Казахстана начнется с 2016-2020 годов”, - считает Алексей Чередниченко. Развитию альтернативных источников энергии на более ранних этапах, по его мнению, будет способствовать законодательная поддержка.
Он также отметил, что, несмотря на “высокую капиталоемкость, возобновляемые источники энергии привлекательны отсутствием затрат на топливо, низкими операционными и эксплуатационными затратами, короткими сроками строительства”.
Использование ресурсо- и энергосберегающих технологий требует меньших затрат, чем строительство новых источников тепловой мощности. Специалист КазНИИЭК Ирина Есеркепова привела в пример такой факт: на добычу одной тонны условного топлива требуется в три-четыре раза больше инвестиций, чем на его сбережение, так как месторождения газа, нефти и угля находятся в суровых, труднодоступных районах, отдаленных от потребителей тепла и электроэнергии.
Одним из механизмов стратегии низкоуглеродного развития должен стать энергоаудит, а по каждой организации или объекту предлагается зафиксировать базовую линию, а затем оценить потенциал достижения сокращений выбросов парниковых газов. Наглядным примером бездумной потери тепла и энергии служат системы жилых, общественных и производственных зданий. На их отопление расходуется более 40 процентов всех топливно-энергетических ресурсов. Казахстан превышает показатели европейских стран более чем в два раза.
Стратегия низкоуглеродного развития стала следствием не только экологической “совестливости”, но и принятия Киотского протокола об изменении климата - международно-правового инструмента по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Казахстан ратифицировал Киотский протокол в марте 2009 года, в сентябре он вступил в силу, и страна стала полноправным участником международного соглашения.
Астана |