|
Юлиана Жихорь
Традиционные весенние прогнозы относительно будущего урожая в этом году, похоже, сделаны не будут. В правительстве не решаются озвучивать конкретные цифры, опасаясь массы препятствий на пути их достижения: ГСМ, саранчи и непатриотичных крестьян
Казалось бы, у Казахстана есть все перспективы стать одной из ведущих аграрных стран мира - огромная территория достаточно плодородной почвы, великолепные пастбищные угодья, разбросанные по нескольким климатическим зонам. Достаточно выгодное географическое положение: под боком отличные рынки сбыта - перенаселенные Узбекистан и Китай, Иран и страны Кавказа. Но за годы независимости, то есть за почти 20 лет, Казахстан прославился лишь объемами зерна и муки, поставляемых на мировые рынки. Остальные возможности агрокомплекса страны были утеряны, а многие необходимые продукты на столах казахстанцев импортного производства.
Как, например, растительное масло, с дефицитом которого власти усиленно борются несколько лет. И, если верить министру сельского хозяйства Акылбеку Куришбаеву, в нынешнем году должны победить: “Под масличные культуры намечается отвести 1,4 миллиона гектаров, что на 16 процентов больше прошлогоднего уровня. И если получим средний урожай, - осторожничает министр, - это позволит полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в растительном масле”. Осторожничает потому, что основной регион посева масличных - Восточный Казахстан - нынче находится в весьма сложном положении и сможет ли засеять все, запланированное Кабмином, большой вопрос.
На южные регионы страны в этом году возложена почетная обязанность - перебороть зависимость Казахстана от узбекско-киргизско-китайских овощей и фруктов: площади возделывания картофеля, овощебахчевых и кормовых культур, сахарной свеклы будут увеличены с 3 до 12 процентов. Правда, и тут министр дипломатичен, не упомянул, сколько именно площадей под что именно будет засеяно: то ли все 9 увеличившихся процентов отдадут под корма, памятуя о недавней истории с неурожаем кормов, то ли под свеклу для производства сахара, то ли под фрукты-овощи.
В целом под посевные запланированы 19,1 миллиона гектаров. Хватит накормить не только Казахстан, но и все приграничные страны. Но... Правительство считает, что крестьянин недостаточно любит и умеет обрабатывать землю в капиталистических условиях и именно его обвиняет в том, что страна до сих пор не стала житницей региона.
По словам министра сельского хозяйства, диверсификация растениеводства “является самой ключевой проблемой растениеводства”: “Именно из-за ее нерешенности продолжается несбалансированное и однобокое развитие отрасли, грубо нарушаются правила севооборотов”.
На селекторном совещании в правительстве Акылбаек Куришбаев наглядно (то есть на слайдах) демонстрировал причины, почему Северный Казахстан не дотягивает до Канады: нет сбалансированной структуры пашни, паров не только не хватает, так они еще и уменьшаются. “Согласно научно-обоснованному нормативу удельный вес паров в севообороте должен быть на уровне от 16 до 25 процентов. Как показывает анализ, в Северо-Казахстанской области доля паров снизилась до 10 процентов, а в Акмолинской - до 12”. Именно это, судя по словам Куришбаева, является причиной продолжающейся затоваренности элеваторов зерном урожая прошлого года. Точнее, причиной его низкого качества. По словам министра, удельный вес зерна с содержанием клейковины выше 28 процентов (то есть высокого качества) составил всего 7 процентов. В 90-е годы этот показатель был как минимум в 4 раза выше.
|
Плодородная почва |
Министр заранее предупреждает: “Очевидным является тот факт, что с учетом ожидаемого переходящего мирового запаса зерна на внешних рынках будет востребовано только высокопротеиновое зерно, а вот сбыт зерна с низким качеством вновь станет проблемным”.
К слову, до сих пор в закромах родины остаются невостребованными на почти 5 миллионов тонн пшеницы больше, чем на март прошлого года (при этом экспортировано 5,5 миллиона тонн - на 1,3 миллиона больше, чем в прошлом году). В МСХ безапелляционно заявили премьеру, что только 10 миллионов дополнительно выделенных тенге спасут сельчан от затоваривания - позволят вывести 4 миллиона тонн до нового урожая (в эту сумму входит удешевление транспортировки зерна).
На что новый главный по бюджету - министр финансов Болат Жамишев отрезал: денег нет и не будет. “Я хотел бы просто напомнить, что Бюджетный кодекс запрещает вносить какие-либо предложения по дополнительному финансированию, если это не в рамках формирования бюджета или его уточнения, поэтому озвучивать какие-либо предложения, под которые нет денег - это просто вводить в заблуждение”, - заявил он. Шпилька Жамишева очевидна: месяц назад уточнялся бюджет - о чем тогда думали?
На будущее министр советует крестьянам думать не о количестве посаженного, а о качестве. Мол, государство стимулирует субсидиями, так и вы проникнитесь. Тем более, что в последний год правительство экстренно изменило правила господдержки крестьян. Объемы субсидирования были значительно увеличены (скорее всего, это было сделано в том числе и потому, что перспектива вхождения в ВТО для Казахстана отодвинута на неизвестный срок - об этом даже в правительстве перестали упоминать всуе).
При этом субсидирование было четко дифференцировано по степени заинтересованности в диверсификации хозяйства: “Те, кто будет применять современные технологии, прогрессивные методы труда, соблюдать севообороты, модернизировать производство, повышать генетический потенциал скота, объединяться в кооперативы, будут получать субсидии по повышенным нормативам”.
Активно идет кредитование и полевых работ. На посевную выделено 86 миллиардов кредитных тенге при поступивших заявках в 89 миллиардов.
Но может случиться так, что все усилия правительства и труды крестьян не “дозреют” до финала - их съест саранча. Тем более что в прошлом году местные исполнительные органы, на которые возложена задача борьбы с нестадными саранчовыми (стадные и прикочевывающие к нам из других стран - в ведении самого Минсельхоза), плохо обработали, если вообще обработали территории. Да и сейчас готовность средств на борьбу с ними неполная. Так что при хорошей погоде и плохих исполнителях в нынешнем году у Минсельхоза не будет болеть голова кому бы продать зерно. Его просто может не остаться...
Астана |