Юлиана Жихорь
В самое ближайшее время Казахстан начнет “копить по-новому”. Правительство на днях одобрило проект новой Концепции формирования и использования Национального фонда
О том, что Нацфонд ждут перемены, было известно уже давно. Еще летом прошлого года глава Нацбанка Григорий Марченко сообщил, что его ведомство разработало новую стратегию формирования и использования национальной кубышки. Однако Послание главы государства в январе нынешнего года вынудило внести в нацбанковский проект дополнительные изменения.
Как заявила, выступая на заседании правительства, министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова, Национальный фонд, как и прежде, будет выполнять две функции: сберегательную и стабилизирующую. И основной целью, “как и раньше, будет являться сбережение финансовых ресурсов посредством формирования накоплений доходов от нефтяного сектора для будущих поколений и снижение зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках”.
Новеллы же касаются прежде всего механизмов изъятия из Нацфонда средств на бюджетные нужды.
Так, гарантированный трансферт в бюджет теперь будет фиксированным и составлять 8 миллиардов тенге против ранее лимитированного не более 1/3 части от активов фонда. Но при этом неснижаемый остаток средств в фонде должен составлять не менее 20 процентов от прогнозного значения ВВП.
Изменяется и схема управления Национальным фондом. А посему в правительстве решили, что “планирование заимствований государственного и квазигосударственного сектора, как часть политики экономической безопасности государства, требует взвешенного подхода с учетом накопленных активов”. И зафиксировали верхнюю границу ежегодных изъятий на обслуживание правительственного долга не более ежегодного условного фиксированного инвестиционного дохода Национального фонда в 4,5 процента. То есть фактически правительство зафиксировало и инвестдоход, который должны приносить средства фонда. Кстати, подобная формулировка может насторожить, поскольку, по прогнозам Минэкономразвития, активы фонда к 2020 году возрастут до 90 миллиардов долларов, или порядка 30 процентов к ВВП. Соответственно будет расти и инвестдоход с этих сумм. А значит, правительство заранее подстраховывается на случай увеличения внешних обязательств.
Кстати, расходы на обслуживание и погашение правительственного долга в новой Концепции тоже прописываются - в среднем за десятилетний период они не должны превышать 15 процентов от поступлений в бюджет, включающий трансферт из Национального фонда.
Вместе с тем принято решение прекратить практику заимствования из Национального фонда предприятиям квазигосударственного сектора. А также исключается возможность дополнительных трансфертов в бюджет, помимо вышеуказанных 8 миллиардов.
“Кроме того, в проекте Концепции предложена необходимость ограничения по заимствованию национальных холдингов, национальных управляющих холдингов и их дочерних компаний. Соответствующие показатели и ограничения будут определены правительством дополнительно после одобрения Концепции главой государства”, - сообщила Айтжанова.
В целом, по словам главы Минэкономразвития, политика по сбалансированности бюджета и Национального фонда “будет направлена на сокращение ненефтяного дефицита, который должен составлять не более 3 процентов к ВВП к концу этого десятилетия, а также на сокращение расходования средств Национального фонда на текущие расходы с последующим переходом на финансирование только бюджета развития”. В настоящее время ненефтяной дефицит составляет примерно четверть всех поступлений в бюджет и более 4 процентов от ВВП.
Астана |