|
Юлиана Жихорь
Новая глобальная стратегия развития Казахстана, должная в итоге вывести нас на уровень мировых индустриальных держав, потребовала коренной переделки властных структур. Неделю назад президент объявил о реструктуризации в правительстве
Последний раз столь “глобальная переделка” правительственных структур произошла в Казахстане почти 8 лет назад - в 2002 году. Тогда основной причиной создания (точнее, аналогичной реструктуризации) называли совершенствование системы государственного управления.
Нынешние изменения мотивируют необходимость “вставать на новые рельсы развития”. Однако в кулуарах нет однозначного мнения о необходимости подобных перемен, преобразование ряда министерств оценивается двояко.
С одной стороны, Казахстан 15 лет назад уже проходил этап наличия отдельного Министерства нефти и газа, решив в дальнейшем, что выделять черное золото в отдельное ведомство не имеет смысла. С политикой же в нефтянке вполне успешно справлялось канувшее в Лету (надолго ли) Министерство энергетики и минеральных ресурсов. Правда, как заметил президент, в последнее время многие оргмоменты отрасли (например, в части КТК) на себя перетянула национальная нефтегазовая компания “КазМунайгаз”, созданная в свое время исключительно как оператор по добыче и продаже национальной доли нефти.
По мнению президента, отныне новое министерство должно будет вернуть себе все функции по представлению интересов страны на мировом рынке нефти, а к КМГ вернутся его изначальные функции.
Еще один откат в прошлое (на сей раз на 8 лет назад) - возврат в Министерство финансов полномочий по формированию бюджета страны и слияние экономического планирования и торговли. В 2002 году в Казахстане уже был Минфин, формировавший бюджет, и Министерство экономики и торговли Республики Казахстан, занимавшееся экономическим планированием. Образование МЭБП тогда называли “важным шагом”, потому как отрывать формирование бюджета от планов экономического развития нецелесообразно.
Но есть и другая сторона. “У нас Министерство экономики и бюджетного планирования с утра до вечера и с января до января сидит на бюджете, ему некогда планировать, некогда заниматься размещением производственных сил, миграцией, и вообще - кто-то должен стратегически смотреть в будущее, - обосновал свое решение президент. - Поэтому предлагается передать бюджетное планирование от этого министерства в Министерство финансов, а торговлю с Министерства индустрии передаем сюда, региональное развитие возлагается на это министерство”.
Назначение на пост главы нового ведомства Жанар Айтжановой, скорее всего, расширит круг полномочий министерства. Как известно, в последние годы она являлась главным представителем Казахстана на переговорах по торговым интеграционным объединениям (в первую очередь ВТО). И в новой должности ей наверняка придется соотносить будущее экономическое развитие страны с участием в Таможенном союзе и продолжить переговоры по вхождению Казахстана во Всемирную торговую организацию (разумеется, на условиях ТС).
Минфин же нынче уполномочен выполнять сразу два действия: сами будут составлять бюджет и сами же - контролировать его исполнение.
Министерство индустрии и торговли, лишившись торговли, обзавелось новыми технологиями и массой новых “подопечных”. Именно ему отойдет вся энергетика и минеральные ресурсы (кроме нефти и газа). Так что теперь Асет Исекешев, совмещая министерство с вице-премьерством, будет курировать и новую индустриальную стратегию (Программу форсированного индустриально-инновационного развития с массированным строительством новых объектов будущего роста), и новые технологии (в том числе и нано), и процесс добычи полезных ископаемых.
Кстати, одной из первостепенных задач Исекешева станет возврат энергомощностей в госсобственность и повышение тарифов с успокоительными разъяснениями населению. “Электростанции, тепловые точки находятся у нас в частных руках, и первые деньги они кладут себе в карман. Но они, когда купили мощности, обещали, что будут инвестировать в них: надо проверить, что они инвестировали за эти годы... Не инвестировали - значит, не выполнили контракт, значит, вернуть государству”, - отрезал президент.
И тут же посоветовал, что говорить народу в качестве “успокоения” тарифного роста: “Если мы хотим, чтобы тепло подавалось вовремя, электричество чтобы было, мы должны станции и линии ремонтировать и туда приводить новые технологии. Прямо говорите населению: чтобы не останавливались электростанции, мы вынуждены повышать тарифы, так что экономьте по-настоящему”.
Еще одна новелла с запахом истории: на базе Министерства культуры и информации создано два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Министерство связи и информации, вобравшее в себя Агентство по информатизации и связи. Первое в Казахстане уже имелось в качестве отдельной структуры. В 1993 году Минкультуры было выделено из Министерства культуры и туризма. Правда, спустя еще несколько лет оно было преобразовано в Министерство культуры, информации и общественного согласия. В 2003 году и оно было реорганизовано в Минкультуры и информации.
По словам президента, стране не столько нужно отдельное ведомство по культуре, сколько самостоятельная структура по “рулению” информацией. “Мы руководим информацией из рук вон плохо: как 20-50 лет назад лаптями работали, так и работают! Нет агрессивной политики, нет управления, нет современной работы, - заявил президент. - К тому же сейчас все ушло в электронные носители, газеты, наверное, будут все туда уходить, мы должны усиливать ресурсы, которые есть, - Интернет, все остальное, связанное с этим! А мы работаем совсем в другом направлении”.
Культуре же останется сама культура, а заодно межрелигиозные и межнациональные отношения и развитие языков. Минкультуры же перейдет от Минюста функция в сфере обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания и взаимодействия с религиозными объединениями.
В общем, перемены значительные.
Как заявляют в кулуарах Ак Орды, необходимость подобной реструктуризации назревала давно и долго. Якобы Астана ждала подобных перемен еще в конце прошлого года, затем - вскоре после Послания. Основная же причина изменений в том, что государственная структура в ее нынешнем виде якобы не в состоянии обеспечить Казахстану прорыв в светлое будущее (то бишь в число 50 конкурентоспособных стран), на что, собственно, и направлены все нынешние программы развития.
Астана |