|
Алан Байтенов, Константин Маскаев
Крупное селение Кызылагаш в Аксуском районе Алматинской области в одночасье почти исчезло. Его больше нет. По крайней мере, в том виде, в котором оно формировалось, десятки лет росло и являло собой пример добротного хозяйства, мы его больше не увидим. Как не увидим около сорока его жителей, унесенных суровой стихией. Женщин и мужчин, молодых, стариков и детей
Сегодня село выглядит, как после артподготовки. Нет только воронок от снарядов. Но разрушенные дома, кварталы и целые улицы красноречиво демонстрируют: в ночь с четверга на пятницу 12 марта на Кызылагаш обрушился настоящий ад. Он приполз из ущелья, воды которого долгое время в буквальном смысле кормили сельчан. И вот теперь, по злой иронии те же самые воды уничтожили село.
Степень разрушений здесь самая разная. Тот большой квартал села, что был расположен на основном направлении атаки селя, теперь выглядит, как чистое поле. На сотни метров - пустыня, среди которой кое-где просматриваются фундаменты бывших домов и хозпостроек. И ничего больше: ни намека на то, что здесь жили люди, возделывали огороды и сады, содержали скот. О силе потока можно судить по останкам нескольких автомобилей, которые зацепились за стволы наиболее мощных деревьев. Эти легковушки напоминают в буквальном смысле тряпки - так их размазало и обмотало вокруг стволов, отполировало до белого металла. Опрокидывало и тащило даже КамАЗы. Что уж говорить о более легкой технике. И все село, и пространство на многие километры ниже завалены ледяными глыбами, каждая из которых толщиной около 30 сантиметров. Вероятно, именно этот лед с поверхности злополучного водохранилища стал тем снарядом и молотом, который проламывал стены домов, валил деревья, пережевывал людей, животных и многочисленный скарб. А трехметровый по высоте слой стремительно несущейся воды довершал разрушение. Примерно сорок минут в самом начале ночи на фоне кромешной тьмы длилось это непреодолимое воздействие.
“Природа - такая вещь, которая по нашему желанию не живет, она живет по своим законам. Вот это прошу уяснить!” - уверенно говорит министр МЧС Казахстана Владимир Божко, выйдя из палатки временного лагеря спасателей на площади разрушенного села. Верно, Владимир Карпович. Однако, когда стратегически важные объекты попадают в частные руки, риск нарваться на гнев стихии в разы возрастает.
Ведь ужасно и то, что для большинства трагедия не оказалась неожиданностью. О том, что в горах созрела беда, знали многие. О чем не раз говорили акиму. И большинство покинули опасное место, взяв из домов самое ценное. Не бежали, конечно, не вывозили пожитки. Уезжали на время, кто в областной Талдыкорган, кто в соседние села. Многие собирались переждать опасный период и вернуться.
Были, конечно, и такие, кто пренебрег опасностью, положился на авось, не пожелал оставить нажитое без присмотра. Некоторые же просто ничего не знали. Да, слышали, что грозит паводок. Да, видели, что в последнее время задождило. Но о том, что они подвергают риску жизнь и здоровье малолетних внуков и племянников, старик Бералы даже и думать не хотел. Если бы хоть кто-то сказал, что все окажется так страшно, уехал бы, не раздумывая. Ведь в доме живут шестеро малышей. И каждый дорог. И за каждого ответ перед сыновьями, снохами, дочерьми.
|
Здесь была жизнь |
Дом устоял. Волна ударила в деревья и соседние дома. Но Бералы всю оставшуюся жизнь будет помнить, как полночи стоял в своем доме по горло в воде, а за стенами бушевал шторм.
Накануне вечером все было, как обычно. Посмотрели сериал, попили чаю, уложили детей, собирались лечь сами. На улице зашумело. То ли дождь, то ли ветер - не разберешь. Бералы хотел выйти на крыльцо, но уже не сумел открыть двери: вода подперла стены со всех сторон, сдавила дом, пробивалась сквозь щели. В следующий момент дом содрогнулся, вырвало кусок угловой стены, и в жилище хлынули вода, ил и лед. Поплыла мебель, подобно плотам к потолку поднялись диван и кровати. Все пространство заполнил пар от вмиг потухшей печи. Эта печь, кстати, осталась в доме единственным возвышением. Туда взрослые подняли детей. Сами же несколько часов простояли в ледяной воде: в темноте, неведении, без надежды на помощь.
|
Эти улицы трудно узнать |
Вода покинет село лишь под утро и устремится в сторону Балхаша, по пути подтапливая селения, выгоны, смывая опоры и насыпь из-под железнодорожной ветки Турксиба. Вода разлилась конусом шириной 15-20 километров и длиной 300 километров. Поезда встали на неопределенное время. Пока билеты осторожно продают на числа после 25 марта.
Первыми вместе с рассветом на помощь разрушенному селу придут сельские полицейские и республиканские спасатели. Они обнаружат и первых погибших, и спасут тех, кого еще можно спасти. За два дня после трагедии вертолетом из зоны затопления спасатели МЧС эвакуируют еще порядка 400 пострадавших.
|
Авто порвало, как бумагу |
Позже местные жители заострят наше внимание на том, что прорвавшееся водохранилище входило в сферу интересов акима Кызылагашского сельского округа. Он и его родственники аккумулировали воду для последующей раздачи ее в сезон для сельхознужд. Естественно, за деньги. Основным видом деятельности села было выращивание сахарной свеклы.
|
...теперь тут поле |
Выдержи плотина, и богатый урожай был бы обеспечен. Однако стихия распорядилась иначе. И уже сейчас из бюджета республики выделено 600 миллионов тенге, еще 500 миллионов соберут с нацкомпаний, да и акиматы практически всех областей и крупных городов Казахстана помогут. Ставка помощи для последних не определена, но в среднем она составляет 100-120 миллионов тенге.
О том, что водохранилище переполняется, хоть и не все, но знали. Говорят, что акиму неоднократно рекомендовали поэтапно сбросить часть воды, освободить водохранилище под новые вешние воды. Почему все те, кому принадлежало водохранилище, и кто отвечал за его безопасность, опасностью пренебрегли, теперь расскажут следствию. Но односельчане уверены - аким и его подельники знали о том, какая разрушительная сила скопилась за слабеющей стенкой водохранилища. Неслучайно же заблаговременно вывезли своих близких, документы и ценности.
|
Государство обещает возместить... |
Теперь пресс-служба акимата Алматинской области сообщает, что ряд должностных лиц взят под стражу: “Водворены в изолятор временного содержания аким Кызылагашского сельского округа Е. Жунусов, заместитель начальника ДЧС по Алматинской области Е. Енин, начальник отделения ЧС Аксуского района К. Байзаков, директор и учредитель ТОО “Шынар” К. Бекеев и исполнительный директор специального производственного кооператива водопользователей М. Жунусов”.
|
Аким и министр сказали - помогут |
Вероятно, эта трагедия теперь вернет из частных рук объекты, которые несут потенциальную опасность для граждан. Ведь это очевидно и ясно, что частные интересы располагаются значительно выше общественных.
Вечером накануне трагедии сообщения об опасности передавались не по радио, с помощью громкой связи или путем обхода домов представителями власти. Сообщали соседи. Говорят, что весь вечер, когда через тело плотины уже вовсю шла фильтрация, в реке поднялся уровень воды, некая частная “Газель” моталась туда-сюда между селом и развилкой на шоссе и вывозила всех, кого было возможно.
|
Старая улица станет новой! |
Говорят, что и упомянутый Е. Енин пригнал автобусы и вывозил людей, сколько мог, на своем автомобиле. Тогда же из Талдыкоргана за родственниками приходили легковушки и забирали за раз по семь-десять взрослых и детей. Забрать, конечно же, могли только людей. Никаких сумок и скарба. Теперь понятно, что эти самостоятельные действия граждан спасли многих, за что их искренне благодарили и благодарят до сих пор. Тоже - в частном порядке.
|
Поменьше “двухсотых”, побольше живых |
А кому из представителей власти можно сказать сегодня спасибо, кроме, конечно же, спасателей, полицейских, военных и тех многих людей, которые теперь оказывают помощь пострадавшему селению? Эта помощь пришла. Постфактум. Но можно было бы избежать и жертв и, возможно, самого разрушения, если бы группа ответственных лиц из акимата и другие компетентные лица всего лишь вовремя выполнили свою работу. У остальных, кстати, есть шанс прийти к служебному соответствию: весна только начинается.
P.S. По последним данным, итог Кызылагашской трагедии таков - обнаружено 40 погибших, 146 домов снесены полностью, 251 разрушен, 42 требуют ремонта. Принято решение на каждого погибшего выплатить компенсацию в размере 500 тысяч тенге. На каждого члена семьи, который лишился скота, дома и имущества, государство определило 121 тысячу тенге. В воскресенье в село вернулись 33 семьи. Их обеспечили питанием и теплой одеждой, оказывают помощь. Во вторник на всех подобных водоемах республики выставили посты.
Фото Талгата Галимова и Константина Маскаева
P.S. Коллектив газеты “Новое поколение” так же не остался в стороне от трагедии и перечислит однодневный заработок в помощь пострадавшим от селя и наводнения. |