|
Юлиана Жихорь
Правительство подвело первые итоги трех глобальных проектов отечественной электроэнергетики - строительства Балхашской ТЭС, Мойнакской ГЭС и 3-го блока Экибастузской ГРЭС-2. Строительство этих станций должно значительно снизить возрастающую угрозу дефицита электроэнергии в стране. Одновременно повысив ее стоимость для потребителей
Начавшийся в 2000 году экономический рост в Казахстане способствовал росту выработки электроэнергии в стране. Однако уже спустя пару лет стало ясно - мощностей катастрофически не хватает. Особенно это почувствовал на себе юг страны.
Попытка восполнить дефицит электроэнергии в южных регионах переброской части мощностей с севера путем строительства линии “Север - Юг” увенчалась успехом лишь частично - рост потребления электроэнергии составляет 10-12 процентов в год. По прогнозам энергетиков, к 2020 году потребность в электроэнергии в регионе возрастет в 2 раза: с 15 миллиардов киловатт-часов в прошлом году до 30 миллиардов киловатт-часов в 2020-м. Линия “Север - Юг” энергодефицита не покрывает.
Понятно, что ликвидировать его одной реконструкцией старых ТЭЦ, ГЭС и ТЭС невозможно. Для этого требуется строительство новых мощных станций. Одно время правительство всерьез задумывалось возвести на Балхаше атомную ЭС, убив разом двух зайцев: полностью обеспечить юг страны электроэнергией и расширить экспортный потенциал. Проект потерпел сокрушительное поражение: ныне АЭС решено строить на западе, в Актау.
Правительство же нашло замену злополучной АЭс в строительстве ряда крупных электростанций на юге и в центре Казахстана. Согласно разработанной в 2005 году концепции развития ГЭС, в частности, предусматривается введение в действие Мойнакской гидроэлектростанции.
Строительство Мойнакской ГЭС мощностью 300 мегаватт в 150 километрах восточнее Алматы было начато еще в 1985 году, но в 1992-м все работы остановились. После принятия решения о продолжении строительства Минфин предоставил Банку развития Казахстана государственную гарантию на 25 миллионов долларов, и в 2006 году начался первый этап реанимирования стройки: работы по завершению Бестюбинского водохранилища и строительству вспомогательных сооружений.
Следующий кредит в 200 миллионов долларов получили в государственном банке развития Китая. Деньги же были направлены основному подрядчику - тоже китайцам - Китайской международной корпорации, которая обязалась построить станцию “под ключ”. По словам главы холдинга “Самрук” Каната Бозумбаева, в настоящее время ведется работа по подготовке подписания контракта между АО “Мойнакская ГЭС” и Китайской международной корпорацией водного хозяйства и энергетики на проектирование, строительство “под ключ” основных объектов Мойнакской ГЭС мощностью - 300 мегаватт и стоимостью 340 миллионов долларов. Изначально планировалось запустить ГЭС к 2010 году, однако к этому сроку, как выяснилось, станция готова не будет - госприемка назначена на конец 2011 года.
|
ГЭСонем в будущее |
Экибастуз
Расширение и реконструкция Экибастузской ГРЭС-2 с установкой энергоблока №3 должны стать спасением для потребителей электроэнергии не только на юге, но также в северных и западных регионах страны. Действующие энергоблоки 1 и 2 Экибастузской ГРЭС-2 с мощностью 1000 мегаватт, введенные в эксплуатацию в 1990 и 1993 годах, уже давно не справляются со все возрастающей нагрузкой.
Проектом, разработанным в 1983 году, предусматривалось строительство станции мощностью 4000 мегаватт. В этой связи были построены некоторые общестанционные системы, что позволяет удешевить строительство третьего блока. Сейчас оценочная стоимость расширения ГРЭС-2 энергоблоками №3 и №4 составляет 602 миллиона долларов. Причем 3-й энергоблок будет мощностью 500 мегаватт.
Строительство будет вестись совместными силами холдинга “Самрук” и ЗАО “Интер РАО” (вторым акционером АО “Станция Экибастузская ГРЭС-2”).
Согласно планам, оно начнется уже в этом году и завершится в 2012-м. Срок окупаемости проекта - 13 лет.
Станция будет работать на собственном угле - 50 процентов угольных разрезов “Богатырь” и “Северный”, как сообщил Бозумбаев, “в ближайшее время перейдут под контроль холдинга”.
Балхаш
Но самым глобальным проектом казахстанских энергетиков за все время суверенитета станет строительство Балхашской ТЭС мощностью 2640 мегаватт. Будут установлены два модуля по два энергоблока 660 мегаватт каждый. Электростанция не только решит существующие проблемы с энергией, но и позволит Казахстану экспортировать порядка 5 миллиардов киловатт-часов.
Помимо того что Балхашская ТЭС вкупе с другими строящимися электростанциями покроет дефицит электроэнергии на юге, она с течением времени почти полностью “перетянет” на себя нагрузку Жамбылской ГРЭС. “До 2013 года, когда планируется введение первого модуля Балхашской ТЭС, соответственно увеличится доля участия Жамбылской ГРЭС в покрытии нагрузки, чья электроэнергия - дорогая вне зависимости от того работает ли она на газе или мазуте. В январе текущего года себестоимость производства на Жамбылской ГРЭС доходила до 9,7 тенге/киловатт-час. И это без учета затрат на модернизацию и замену изношенного оборудования. А к моменту выхода на проектную мощность Балхашской ТЭС Жамбылская станция будет почти полностью изношена”, - сообщил глава холдинга “Самрук” Канат Бозумбаев.
ТЭО Балхашской ТЭС разработано в декабре 2007 года и сейчас проходит государственную экспертизу.
Стоимость проекта - 543 миллиарда тенге (4,5 миллиарда долларов).
Мощность - 2640 мегаватт.
Сроки строительства - 2008-2017 годы.
Дисконтированный срок окупаемости - 28 лет.
Предусматриваются сроки строительства 1-го, 2-го энергоблоков - 2008-2013 годы, 3-го, 4-го энергоблоков аналогичной мощности - 2012-2016 годы.
Стоимость первого модуля - 2,5 миллиарда долларов США, второго - 2 миллиарда долларов США. |
Строительство Балхашской ТЭС, аналогично Экибастузу, тоже начнется не с нуля - площадка была частично освоена в 1980-1990 годах, когда на этом месте планировалось строительство Южно-Казахстанской ГРЭС мощностью 3000 мегаватт. Были построены водохранилище-охладитель, пуско-отопительная котельная, подъездные железнодорожные пути, жилой поселок “Улкен” и автодорога к площадке. (Правда, значительная часть построек - в полуразрушенном состоянии, и сейчас проводится исследование: возможно ли их использовать). Кроме того, в районе строительства проходит железная дорога Астана - Шу и автомагистраль Астана - Алматы.
Снижение стоимости строительства за счет уже имеющейся инфраструктуры незначительное. Кроме того, по словам Бозумбаева, возведение ТЭС вряд ли положительно отразится на цене электроэнергии.
Дело в том, что отпускная цена на электроэнергию чувствительна к объемам заимствования: чем больше заемный капитал, тем выше отпускная цена. Станцию планируется возводить на основе государственно-частного партнерства. При этом доля государства в капитале компании, которая будет создана для реализации проекта, должна составить от 25 до 50 процентов - 1125 миллионов долларов. Но, как сообщил Бозумбаев, таких денег у “Самрука” нет. Единственный вариант - субсидирование по другим статьям госбюджета. Остальное финансирование возьмут на себя инвесторы. Пока проведены переговоры с представителями Японии, Китая и Кореи. Однако эти инвесторы входить в проект без гарантий по выгодной им цене реализации электроэнергии просто отказываются.
При 75 процентах заемных средств (при сроке кредита 15 лет, льготном периоде 5 лет и при восьми процентах по кредиту) стоимость электроэнергии составит порядка 8,68 тенге/киловатт-час. Сейчас отпускная цена на электроэнергию энергоисточников Южного Казахстана составляет 4,5 тенге/киловатт-час. То есть, чтобы ко времени ввода 1-го блока цена выросла до 9 тенге/киловатт-час, ежегодное увеличение на электроэнергию должно составить 15 процентов в год. (Дабы не было в 2013 году всплесков недовольства резко возросшей стоимостью энергии, ее, видимо, будут “наращивать” маленькими порциями до нужной границы.)
Премьер-министр Карим Масимов, внимательно выслушав планы, резюмировал: “Все эти станции должны быть построены, другого выхода у нас нет”.
Астана |