|
Авто не роскошь, а средство. Роскошь - это не знать этого средства
Жизнь колесом
После зимнего “автостояния” грядет новый автосезон. Множество колес, пережидавших гололед, весной выкатывают на оттаявшие дороги и пополняют уже привычную статистику автопроисшествий. Сведения о катастрофах на трассах и многочисленных смертях и увечьях стали информационной нормой. Никого уже не поразишь сообщением о том, что где-то “произошла страшная автокатастрофа, унесшая ... жизней”. Эти страшности давно уже стали повседневностью.
Только иногда на это уродство нашей современной жизни люди обращают внимание. Когда в очередной автобойне гибнет кто-то из персонажей известных или знаменитых. И тогда вновь всплывает вопрос: почему это бывает так часто? Почему по статистике автопроисшествий мы такие же, как самые что ни на есть отсталые и недоразвитые окраины мировой цивилизации? Почему мы так ведем себя везде, в том числе и на дорогах, где вести себя некультурно тоже нехорошо, да к тому же и небезопасно?
Еще пару лет тому назад сообщалось, что, по данным дорожной полиции, свыше 75 процентов всех эксплуатируемых в Казахстане автомобилей представляют потенциальную угрозу безопасности движения из-за своего возраста. То есть около 2,5 миллиона автомашин в стране эксплуатировалось свыше семи лет. По техническим стандартам западных стран, это уже экстрим. У нас - норма.
Более 85 процентов ДТП связаны были с нарушениями водителями правил дорожного движения. Это каждый год приводило к тому, что из каждых ста тысяч человек, умерших и погибших в стране по тем или иным причинам, 28 погибали в атобойнях. В той же Европе этот показатель, как минимум, втрое меньше. А относительно нарушений правил движения со стороны тамошних водителей... Ну кто хоть раз там бывал, тот знает.
Но вот уже пару лет этой кошмарной статистики у нас что-то не видно. Остается надеяться на то, что за это время эти проценты смертей и увечий снизились, хотя, если судить по регулярным сообщеним о количестве погибших и покалеченных на дорогах, надежда эта не оправдывается. Был, говорят, небольшой период затишья дорожного безумия сразу после августа 2008 года, когда в очередной раз у нас “ужесточалось наказание за нарушение правил дрожного движения”. Был, да прошел.
Но вот вернемся все же к этому, на первый взгляд, глупому вопросу - почему же? А ведь вопрос хоть и глуповатый, но жизненный, а не философско-риторический. Вопрос, касающийся буквально каждого из нас, потому что ездят на авто у нас уже везде и всюду, потому и угроза жизни человека, ездока или ходока тоже, получается, повсюду.
Мало обращают внимание на саму формулировку: нарушают, мол, повсеместно ПРАВИЛА дорожного движения. А ведь в этом-то и причина всего и вся. Все остальное - составляющие. И покупка водительских прав, и взяточничество на дорогах, и пьяные да обкуренные водилы за рулем, и взаимная ненависть ездоков и ходоков. Мы ведь вообще правил не любим, любых, соблюдать их не умеем, потому и друг друга не уважаем. Что пешком, что на колесах. Ведь чтобы научиться соблюдать правила, нужно вначале научиться, как говаривали в старину, блюсти приличия, то есть цивилизованно относиться к себе подобным.
После распада бывшей нашей общей страны распались и ее общественные устои. Какие они были, плохие или нет - вопрос отдельный, но они на то и устои, что с десятилетиями устоялись. Ныне же устои рассыпались, и пройдут еще десятилетия, прежде чем сложатся новые. И возникнет необходимость в тех же приличиях.
А пока все это и отражается на всем: на поведении на улицах, общей культуре общения между людьми, взаимоотношениях между новыми социальными группами и слоями. И дорога здесь не исключение. Поэтому весной обостряется не только душевное состояние некоторых психически ранимых граждан, но и дорожное состояние наших, пока еще невостребованных приличий. |