|
Константин Маскаев
Неделя в Астане началась с заметного события в бизнес-среде. Премьер-министр Карим Масимов привел на встречу с представителями мелкого, среднего и даже не очень среднего бизнеса почти весь Кабинет министров вместе с замами и помощниками. Разговор шел о том, как бы сделать так, чтобы в родном отечестве буржуазии и капиталисту дышалось чуточку легче - читай: работать и созидать. И как следствие - охотнее пополнять бюджет за счет налоговых отчислений, выполнять программы по социальной ответственности бизнеса, а не кормить из года в год армию чиновников, понастроивших препон в виде постановлений и прочих подзаконных актов и вынуждающих бизнесменов “расчехляться” за ускорение решения тех или иных вопросов
По условиям ведения бизнеса Казахстан занимает 72-е место в рейтинге по облегчению торговли. Чтобы провести сделку по импорту, нужно предоставить 18 документов, по экспорту - 14 (для сравнения: в Дании для этого требуется лишь 3 документа, в Армении - 6, в России - 8). Поэтому в Казахстане участник ВЭД может потратить на процесс оформления документов до 60 дней.
Из всего пакета документов только три - таможенные. По три документа требуется получить в Минсельхозе, Минздраве и Министерстве индустрии и торговли, по одному документу в МВД, Минэкологии, КНБ и банке второго уровня. Предложения по сокращению количества документов уже вносились в Министерство индустрии и торговли, Министерство экономики, в том числе и со стороны Таможенного комитета, однако внятной реакции пока не последовало.
Министр индустрии и торговли Владимир Школьник вынужден признать, что, несмотря на завершение Программы по поддержке малого и среднего предпринимательства в 2007 году, остается еще масса нерешенных проблем. Среди основных были названы высокие транспортные и агентские расходы, малое число микрокредитов, слабая энергетическая составляющая.
Поддержка малого бизнеса сводится к мероприятиям несистемного характера и приносит краткосрочный эффект, считает председатель Агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев. Агентство было создано по поручению главы государства именно для демонополизации предприятий и создания конкурентной среды. И за три года в Агентстве накопилось достаточно материала, где в прицел попадают предприятия с государственным участием.
И это несмотря на поручение главы государства по передаче непрофильных активов государственных предприятий малому и среднему бизнесу! Вместо того, чтобы отдавать непрофильные активы, госпредприятия и организации, напротив, увеличивают их либо передают их своим аффилированным компаниям.
У многих крупных акционерных обществ с государственным участием существуют свои компании, которые оказывают им сопутствующие услуги и являются традиционными победителями проводимых конкурсов по госзакупкам. Эта традиция привела к тому, что бизнес уже разобрался, кто на поляне хозяин, и вынужден уходить с рынков, понимая всю тщетность участия в срежиссированных конкурсах.
В первом полугодии агентство грозится провести (в который раз?) анализ на предмет определения непрофильных активов и функций госпредприятий и организаций, которые возможно передать в конкурентный рынок. До конца этого года планируется организовать передачу непрофильных активов и функций, в первую очередь, от нацкомпаний и госхолдингов малому и среднему бизнесу. В разрабатываемом агентством новом законе “О конкуренции” будет предусмотрен исчерпывающий перечень сфер и функций, где целесообразно коммерческое участие государства.
Сегодня бизнес страны находится под пристальным взором проверяющих органов, о чем говорит проведенная экспертами Союза “Атамекен” ревизия нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру проверок частных предприятий со стороны госорганов. Семь кодексов, 59 законов и более 60 постановлений различного уровня, а всего более 120 нормативно-правовых актов.
Причем законы и подзаконные акты подчас противоречат друг другу. Это касается и самого назначения проверок, и их документирования. Здесь даже нашлось место курьезному моменту. В обычной ситуации органы санэпиднадзора могут проверять кого угодно без каких-либо оснований. А вот при чрезвычайных ситуациях они обязаны регистрировать проверки в органах прокуратуры. По логике вещей, должно быть наоборот.
Другая особенность, которая стала тенденцией в последние годы, - нарастание частоты и длительности проверок. Для примера: одно предприятие пищевой промышленности в Шымкенте в 2005 году проверяли 15 раз, в 2006-м - 31 раз, в 2007-м - 21 проверка. То есть несколько меньше. Но при этом длительность проверок только со стороны налоговых органов составила 212 дней. За минусом выходных и праздников в 2007 году предприниматели предприятия спокойно работали только один месяц.
Но налоговые проверки, оказывается, не самые частые. По данным Генпрокуратуры наибольшее количество незаконных актов о назначении проверок - только из числа зарегистрированных - были предприняты со стороны СЭН, МВД, Министерства сельского хозяйства, Комитета противопожарной службы, Министерства охраны окружающей среды, финансовой полиции и местными органами. Это притом, что большинство проверок не регистрируется в органах правовой статистики. Но и сами органы прокуратуры активно проверяют предпринимателей даже вопреки собственной инструкции.
С разоблачением несовершенства взаимоотношений бизнеса и власти выступил и президент Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана Анатолий Попелюшко. То, что встреча малого и среднего бизнеса подготовлена на уровне премьер-министра, говорит о том, что в стране сложилась совершенно невеселая ситуация. Тут и близкое к коме состояние сахарной отрасли, и ситуация с заемными средствами, которая привела к перегреву экономики, и невозможность кредитования в настоящее время.
Особое место в своем выступлении Анатолий Висханович уделил тарифам на электроэнергию, тепло и канализацию. Никакое антимонопольное законодательство, как известно, в этой сфере не работает. Любое предприятие является оптовым покупателем энергоресурсов, но с ним поставщики работают по ценам, как и с розничным потребителем.
- Сегодня за одну только бумажку - получить право на потребление дополнительной электроэнергии - монополист возьмет 68 тысяч тенге за каждый киловатт! Таким образом, каждый предприниматель вынужденно участвует своими деньгами в бизнесе энергопоставщика того или иного региона, - справедливо негодует господин Попелюшко.
Он, как и другие участники встречи, прошелся по бюрократическим традициям различных органов и привел такие примеры. Кондитерская фабрика “Рахат”, которую он возглавляет, получила 20 гектаров земли в Илийском районе под свои производственные нужды. Процесс оформления документов на участок, по которому пройдут железнодорожные пути, длится уже полтора года. У Попелюшко есть пример по проекту фабрики “Рахат”, но в Германии. На оформление земли под строительство казахстанской кондитерской фабрики на немецкой земле ушло две недели. Причем бродить по инстанциям не пришлось вовсе. Два визита в мэрию - чтобы сдать бумаги на землю и согласовать проект строительства и в назначенный срок получить весь пакет обратно. Чудеса, да и только!
Премьер так впечатлился встречей, что даже на следующий день уделил ей внеплановое внимание на утреннем совещании правительства. Он еще раз поделился с коллегами своим неприкрытым изумлением по поводу созданного в стенах правительства и парламента целого комплекса препятствий для развития малого и среднего бизнеса и объявил, что в тот же день подпишет постановление о создании рабочей группы во главе с Владимиром Школьником по вопросам малого и среднего бизнеса. По словам Карима Масимова, эта группа будет функционировать на постоянной основе, а с ее членами он будет встречаться не реже одного раза в месяц.
Астана |