Юлиана Жихорь
Жаждущие лицезреть на газетных страницах подробности контрактов на недропользование могут попрощаться со своей мечтой. Несмотря на то, что правительство признает, что многие контракты были подписаны с оглядкой на объем инвестиций, а не на их качество, раскрывать все тайны оно не намерено - политический вопрос
На днях в сенате был презентован проект закона “О недрах и недропользовании”. По словам ответственного секретаря Министерства энергетики и минеральных ресурсов Канатбека Сафинова, документ устанавливает государственный контроль за оборотом права недропользования и связанных с ними объектов. Прописывается четкая процедура реализации приоритетного права государства и отмена СРП как модели контрактов на недропользование.
Кроме того, предусмотрены процедуры проведения конкурса на предоставление права недропользования и порядка заключения контрактов на основании прямых переговоров, а также введение единого порядка предоставления права недропользования независимо от того, о каком виде полезного ископаемого идет речь.
По словам Сафинова, документ исключает также возможность спекулятивного отчуждения активов в области недропользования.
Но депутатов волновали и другие “нефтяные” вопросы. Например, вопросы прозрачности. Сенатор Светлана Джалмагамбетова поинтересовалась: сможет ли правительство удовлетворить любопытство неправительственных организаций.
Канатбек Сафинов задумался. “Вопросы прозрачности можно в двух аспектах рассматривать, - протянул он. - С одной стороны, есть международные инициативы прозрачности по нефтегазовым операциям (и соответствующие стандарты), к которым Казахстан присоединился.
Зачастую крупные контракты носят политический характер, страновой характер и в этом отношении в нашем законопроекте подход такой, что вся необходимая информация, даже конфиденциальная, будет раскрыта заинтересованным госорганам, в том числе и парламенту, при необходимости и правоохранительным органам”.
Сенатор не унывала, вопрошая: учли ли разработчики документа международный опыт в вопросах максимального учета интересов государства? Но Сафинов и тут нашел “вилку”: “Здесь тоже вопрос двоякий. Потому что в свое время республика ставила вопрос максимально привлечь инвестиции. И когда был сложный период, компании пришли, вложили инвестиции. Мы больше все-таки обращали внимание на объем инвестиций, а не на их качество”. По словам ответсека МЭМР, во многих заключенных тогда контрактах о казахстанском содержании нет ни слова. “Мы изучили норвежский опыт. Норвегия сейчас находится впереди по местному содержанию. И норвежский опыт показывает, что нужно создавать условия для недропользователей, не использовать административный нажим, а создавать информационный объем, создавать виды товаров, работ и услуг хорошего качества, чтобы недропользователи использовали его”. Но, добавил Сафинов, “наши компании зачастую не готовы к высокому технологическому уровню”. Зато пообещал, что с принятием данного законопроекта ситуация изменится в лучшую сторону. Правда, только по новым контрактам.
Кстати, Канатбек Сафинов сообщил, что отныне дискриминации казахстанских кадров иностранными инвесторами в части оплаты труда (когда при равном профессиональном уровне казахстанских и иностранных рабочих платили разную зарплату) правительство не допустит. “Эти нормы прописаны четко, и за такие вещи будет наказание, вплоть до расторжения (контракта. -
“НП”)”.
Астана |