|
Юлиана Жихорь
Через пару лет казахстанцев ждет обязательное декларирование доходов. Но бороться с неуплатой налогов, а попутно и с доходами, полученными незаконным путем, а также с финансированием терроризма власти начали заранее. Для этого в стране учреждена новая структура - Комитет по финансовому мониторингу, который будет “курировать” все финансовые передвижения в стране
9 марта вступил в силу Закон “О противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма”, подписанный президентом еще 28 августа прошлого года.
Согласно документу, все данные об операциях с финансами будут стекаться в новосозданный Комитет по финансовому мониторингу. Комитет же будет осуществлять обработку информации и в случае обнаружения признаков легализации доходов, полученных незаконным путем, финансирования терроризма, передавать ее в правоохранительные органы.
Появление подобной структуры сразу наводит на мысль - все наши кровные финансы оказываются под колпаком у государства. И, судя по содержанию закона, это действительно так.
В частности, в комитет обязаны предоставлять информацию субъекты финансового мониторинга: банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций; биржи; страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры; накопительные пенсионные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий; нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом; адвокаты и другие независимые специалисты по юридическим вопросам - в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом (куплей-продажей недвижимости, управлением деньгами, ценными бумагами, банковскими счетами и другим имуществом клиента). А также аудиторские организации; организаторы игорного бизнеса и лотерей; операторы почты, оказывающие услуги по переводу денег. В общем, все, кто прямо или косвенно имеет отношение к движению финансов, ценных бумаг и недвижимости.
“Деньги, добытые незаконным путем, как правило, при легализации дробятся на части и выводятся “из тени”. Для этого используются различные структуры, например, казино или продажа-покупка элитной недвижимости”, - заявил глава новой структуры Мусиралы Утебаев. При этом он ссылается на закон: мол, все будем делать в рамках дозволенного и выявлять 20 категорий статей доходов (рэкет, коррупция, мошенничество, сексуальная эксплуатация людей, незаконный оборот наркотиков и т.д.). Причем внимание, согласно закону, должно обращаться лишь на так называемые “сомнительные” операции (подозрительные операции) и операции, превышающие пороговый минимум.
Подозрительные операции, по формулировке Утебаева, это операции, “не имеющие очевидного экономического смысла, совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга и совершение операции, по которой имеются основания полагать, что направлена она на финансирование терроризма”.
Достаточно размыто, поскольку под этот термин в нашей стране может попасть любая, даже самая невинная операция - например, перевод 10 тысяч тенге из одного города в другой. Поди потом докажи правоохранительным органам, что перечислял деньги не на финансирование, например, “Аль-Каиды”, а только на нужды престарелой мамы. Ведь Комитет финансового мониторинга будет проверять все операции, вне зависимости от “габаритов” суммы.
Но наиболее пристально - превышающие так называемый пороговый уровень. Он в законе оговорен “до копейки”.
Согласно закону, он разбит по категориям от миллиона до 45 миллионов тенге, причем речь идет не только об операциях исключительно с деньгами, но и со всем остальным имуществом граждан.
Например, под подозрение комитета автоматически подпадает выигрыш в лотерею свыше миллиона тенге. Все переводы на оффшоры, переводы денег за границу на анонимный счет, платежи и переводы денег, осуществляемые клиентом в пользу другого лица на безвозмездной основе (те самые переводы маме), подпадут под контроль в случае, если будут превышать два миллиона тенге (или эквивалент в валюте).
Семь миллионов тенге - пороговый уровень для целого ряда финансовых операций.
Для сделок с недвижимостью и ценными бумагами “проверочный порог” самый высокий - 45 миллионов тенге.
В общем, захотел перечислить деньги за границу, например, сыну-студенту университета в оффшорах - укажи получателя и обоснуй транзакцию. (Кстати, учитывая стремление наших властей превратить Алматы в региональный оффшор, похоже скоро и перевод средств в южную столицу автоматически будет подпадать под наблюдение). Захотел купить квартиру в Астане - скажи, откуда средства. Вариант - 20 лет мама-пенсионерка копила в банке под кроватью или заняла “под честное слово” у друзей и родственников, для бдительных сотрудников комитета - не аргумент. Нет подтверждающих документов - пожалуйте в правоохранительные органы.
По сути, этот закон - отличный метод борьбы с коррупцией. Теперь нашим чиновникам-мздоимцам, получающим зарплату в 100 тысяч тенге, но покупающим многомиллионные особняки, будет непросто доказать - откуда у них, собственно, несоответствующие официальным доходам накопления. Равно как и будет сложно доказать правомочность наличия крупных сумм у граждан, получающих “черный” нал в качестве заработной платы. А посему граждан Казахстана (как работников, так и работодателей) будут подобным финансовым мониторингом просто приучать к честному бизнесу и чистому заработку.
С другой стороны, документ будет способствовать и увеличению депозитной базы в банках второго уровня, поскольку процесс длительного накопления капитала (выше порогового уровня) не вызовет у сотрудников Комитета финмониторинга подозрений, если, разумеется, ежемесячные взносы не будут превышать уровень дохода семьи вкладчика. А это, в свою очередь, приведет к увеличению ликвидности банков и улучшит их способность кредитовать экономику.
Кстати, в комитет будут стекаться также и другие данные, не прописанные в законе, но нередко использующиеся в качестве “благодарности” от взяткодателей: оплата коммунальных платежей, оплата за сотовую связь, платежи в бюджет от физических лиц, оплата за обучение при равенстве и превышении порогов. (Правда, под какой из пунктов закона подпадают эти операции, нигде не написано.)
В случае если комитет заметит что-то подозрительное, он на 5 часов может приостановить транзакцию. “Приостановили, обосновали, проверили по своей системе. Если все нормально, даем добро на сделку, - говорит Утебаев. - В противном случае в течение 24 часов готовим аналитический материал и передаем дело в правоохранительные органы. А там они уже решают, последнее слово за ними”.
Кстати, когда-то давно, на заре нашей независимости, иностранные финансисты поинтересовались у наших банкиров: “Как долго “перегоняются” деньги со счета на счет?” и, услышав в ответ: “10”, наивно вопросили: “Секунд или минут?”. Они даже заподозрить не могли, что речь шла даже не о часах - о днях. Наши банки только-только научились работать оперативно, перегоняя средства “по мировым стандартам”, и тут такая “мышеловка”. И, судя по формулировкам закона, ни одна мышь, выше порогового уровня, мимо нее проскользнуть не сумеет.
С одной стороны, это, быть может, и правильно: борьба с терроризмом, отмыванием доходов и все такое. Но механизмы меры ответственности комитета в случае, если транзакция оказалась “чистой”, пока еще не понятны. Не ясно, например, кто будет возмещать ущерб от задержки подобных транзакций, ведь у бизнеса нередко счет идет на секунды. А пока наши аналитики подумают - имеется “очевидный экономический смысл” или не имеется, у бизнеса может сорваться сделка или многомиллионный контракт.
Будет ли в случае подобного казуса у бизнеса возможность обратиться с претензией в суд (и на кого?) с иском о возмещении упущенной выгоды, пока тоже не ясно. Скорее всего, это выяснится уже в ходе активной работы комитета.
Безусловно, данного закона, равно как и структуры, уполномоченной его исполнять, - Комитета финансового мониторинга, рядовым гражданам пугаться не стоит. В конце-концов, практика подобного отслеживания движения крупных сумм есть практически во всех странах мира (из государств СНГ данную схему Казахстан ввел последним). И это является одним из самых действенных способов борьбы как с финансированием терроризма, так с коррупцией и уклонением от уплаты налогов.
Так что простым обывателям, дабы не попасть в базу “подозреваемых”, можно посоветовать: получайте чистую зарплату (кстати, в случае, если работодатель артачится и платит вам “черный нал”, на него теперь можно будет пожаловаться в тот же комитет). И храните деньги в банках второго уровня, чтобы не вызвать подозрений.
В конце концов, этот закон - первый шаг к ожидаемому в 2012 году всеобщему декларированию доходов, после введения которого уклонистам может светить не только база данных, но и реальный срок.
Астана |