|
Алла Иванилова
Казахстанцы стали все чаще обращать свои взоры на детские дома. Желающих взять на воспитание ребенка с каждым годом становится все больше. За последние десять лет в Казахстане было усыновлено 37 450 детей. Из них более 28 тысяч - казахстанскими гражданами (77 процентов), около 500 детей (1,2 процента) - родственниками-иностранцами и свыше 8 тысяч - иностранными гражданами (21,8 процента)
В настоящее время в очереди на усыновление стоят свыше тысячи наших граждан. Подобная статистика говорит о том, что люди стали более гуманными, в обществе появилось сострадание. Есть на то и другие причины. Медики неоднократно говорили о том, что в Казахстане с каждым годом растет число бесплодных пар. Из 110-120 тысяч ежегодно заключаемых браков около 17 тысяч пар обречены на бездетность.
На сегодняшний день в республике около трех миллионов супружеских пар, и порядка 450 тысяч из них по различным причинам не могут стать родителями. И эта цифра, по мнению специалистов, будет увеличиваться из-за снижения здоровья. Таким образом, количество бездетных браков составляет 12 процентов. А ведь принято считать, что если число бесплодных пар превышает 15 процентов, то возникает прямая угроза воспроизводству населения и сохранению ее генофонда. Наша страна приближается к этой опасной отметке.
Если раньше считалось, что зарождение будущей жизни целиком и полностью зависит только от здоровья будущей матери, то сегодня из 100 бездетных пар 40-60 процентов не имеют детей по причине мужского бесплодия.
Недавно в Астане Научный центр урологии провел акцию. Известные эндокринологи, урологи и кардиологи в течение трех дней давали бесплатные консультации для мужчин. Данное мероприятие показало, насколько актуальна проблема мужского здоровья. Почти из 800 пациентов у 480 была выявлена урологическая и андрологическая патология, причем это в основном молодые люди. Получается, каждый второй казахстанец страдает нарушениями в мужской сфере.
При этом каждая третья бездетная пара нуждается в лечении путем только вспомогательных репродуктивных технологий, таких как экстракорпоральное оплодотворение. В течение года в Казахстане проводится около 1700 таких процедур, при этом потребность составляет 5000. Только одна попытка ЭКО стоит около пяти тысяч долларов, при этом она эффективна в 24 процентах случаях. 70 процентов нуждающихся не могут позволить себе эту процедуру.
С этого года Минздрав включил ЭКО в перечень услуг, оказываемых в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Однако бесплатно пройти эту процедуру смогут лишь немногие. Для начала государство планирует финансировать около 2100 методик. В среднем на женщину необходимо две-три методики такой технологии, соответственно искусственное оплодотворение будет доступно пока лишь для 700 женщин.
Остальные небогатые бездетные пары задумываются об усыновлении.
|
Мадонна усыновила годовалового Дэвида Банду, уроженца африканской страны Малави. Малавийский суд одобрил официальное ходатайство певицы, хотя действующие в Малави законы не позволяют усыновление или удочерение детей иностранцами. Мадонна – счастливая мама |
Но пройдя все круги бюрократического ада и взяв из детдома ребенка, родители сталкиваются с большой проблемой. В основном, семьи желают взять на воспитание маленького ребенка. Естественно, ему нужен соответствующий уход. Однако матерям усыновленных младенцев не дают декретный отпуск, мотивируя это тем, что, в соответствии со статьей 194 Трудового кодекса, “работникам, усыновившим новорожденного ребенка, предоставляется отпуск за период со дня усыновления и до истечения пятидесяти шести дней со дня рождения ребенка”. Как известно, в соответствии с законодательством, дети, оставленные в медицинских организациях при рождении, могут быть переданы на усыновление по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о них в Централизованный банк данных. Если подсчитать дни, то при любом желании оформить декретный отпуск женщине, усыновившей ребенка, не имеется возможным. Выплатной центр без больничного листа не может ей оплатить декретный отпуск, так как с момента его рождения фактически 56 дней уже истекли. В итоге семья, совершившая, по сегодняшним меркам, благородный поступок, не в почете у государства. Учитывая, что основной контингент казахстанских усыновителей - это граждане среднего достатка (95 процентов), многие из них остаются в безвыходном положении. Приемная мать, лишенная возможности выйти в оплачиваемый декретный отпуск, вынуждена продолжать работать. Чтобы устранить подобную коллизию, депутаты мажилиса предлагают внести изменения в Трудовой кодекс, и работникам, усыновившим новорожденного ребенка, предоставлять отпуск за период со дня усыновления и до истечения не 56, а 180 дней со дня рождения ребенка.
Сегодня, когда обществом постоянно поднимается вопрос об изменении политики государства по поддержке усыновления детей казахстанскими семьями, данная поправка будет к месту. Власти хотя бы таким образом помогут тем, кто не побоялся взять на воспитание ребенка из детдома.
Кроме того, государство сегодня помогает и тем семьям, которые берут детей на патронатное воспитание. Затраты на содержание одного ребенка в патронатной семье составляют в среднем 26 тысяч тенге в месяц, при этом за ним сохраняется право на алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты.
А вот приемные семьи, воспитывающие детей на условиях опеки (попечительства), практически не поощряются. В настоящее время содержание одного ребенка в государственном детском учреждении обходится в среднем в 72 тысячи тенге. Учитывая, что в детдомах воспитывается 15 116 детей, то на них тратится 1,1 миллиарда тенге в месяц, или более 13 миллиардов тенге в год. Все эти средства можно было бы направить на материальную поддержку приемных семей, которые во всем мире признаны лучшей альтернативой детским домам.
Этот вопрос уже решен в Российской Федерации, где выплаты на содержание ребенка в приемной семье составляют 4 тысячи рублей. Кроме того, выплачивается заработная плата приемному родителю в размере 2,5 тысячи рублей. Таким образом, семья усыновителей получает 6,5 тысячи рублей в месяц, что равнозначно 32,5 тысячи тенге. Помимо этого в России установлено единовременное пособие при приеме детей-сирот в семью в размере 11 тысяч рублей (55 тысяч тенге).
По мере передачи в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет сокращаться количество детских домов и, соответственно, средств на их содержание.
Однако некоторые так не считают и склоняются к мнению, что, поощряя приемных родителей, в Казахстане будут усыновлять ради прибыли.
Но, если верить статистике, число казахстанцев, желающих усыновить ребенка, с каждым годом растет, и движут ими не корыстные побуждения, а вполне здоровый родительский инстинкт - услышать в доме долгожданный детский смех.
Астана
Справка “НП”
Сегодня в Казахстане 42 494 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 15 116 детей воспитываются в государственных детских домах и интернатах, остальные переданы в семьи на условиях опеки (попечительства) - 25 315 детей и патроната - 2063 ребенка. |