|
Правительство намерено взять миграцию “под колпак”. А Агентство по статистике - упрощения подсчетов ради - расселить мигрантов
То, что Казахстан весьма притягателен для трудовых мигрантов, особенно из стран Центральной Азии, известно уже давно. Регулировать потоки иностранцев, приезжающих в нашу страну на заработки, призван ныне действующий Закон “О миграции”. Однако ни в одном законодательном акте страны ничего не говорится о миграции внутренней. Сей факт, обходимый вниманием властей на протяжении многих лет, сейчас, видимо, может поставить под угрозу все планы правительства по диверсификации экономики. Ибо, как говорят в Кабмине, работать на подъем экономики несырьевых отраслей (исключая разве что строительство) скоро будет некому.
По данным Агентства по статистике, с 2005 года из одного региона в другой на постоянное место жительства перебрались 697 тысяч казахстанцев. Только в прошлом году сменили регион проживания 295 тысяч человек, или примерно 2 процента населения страны. Причем большая часть из них откочевала в столицы - северную и южную. Только за первые три квартала текущего года в Астану прибыло около 20 тысяч и в Алматы - 26 тысяч человек. При этом положительное сальдо миграции (то есть превышение прибывших над выбывшими гражданами) за последние два года и девять месяцев текущего года составило по столице 49 тысяч, по Алматы - более 58 тысяч человек. И это только официальные данные.
Кроме двух столиц наибольшим вниманием мигрантов пользуются Атырау и Караганда. Отток же идет из Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Кызылординской областей.
Задержать мигрантов на “исторических” местах - главная задача правительства. Ведь скоро начнется активная реализация программы “30 корпоративных лидеров”, в рамках которой предполагается массовое развитие производств. А работать на них, видимо, будет некому.
Министерство экономики предлагает увеличить внимание к социальным нуждам населения на местах: строить доступное жилье, повышать уровень профтехобразования.
А заодно взять под статистический контроль сами процессы внутренней миграции. Ибо, как заявил министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов, “в республике процесс миграции сельского населения в города носит явно хаотичный характер”. По его мнению, “государственные органы и население не владеют информацией о перспективных и неперспективных сельских населенных пунктах”. На данный спич весьма осерчал министр сельского хозяйства Ахмеджан Есимов, в чью компетенцию как раз и входит определение перспективных и неперспективных районов. Он с гордостью отрапортовал, что все 7,5 тысячи сельских населенных пунктов были градированы на перспективные (“где все есть: школы, больницы, дороги, свет и перспективное производство”), “где чего-то не хватает” (“для производства есть хорошие перспективы, но надо школу построить, или больницу, или дорогу провести и водопровод”) и бесперспективные. Вложив 200 миллиардов тенге, Минсельхоз добился увеличения населенных пунктов 1-й категории с 1200 до 1754 с ростом населения на 900 тысяч; уменьшения населенных пунктов 2-й категории на 300, численности жителей - на 700 тысяч. Третья же категория - бесперспективная - уменьшилась с 595 поселков до 146. В общем, отрапортовал Есимов, у них со статистикой все о’кей.
Султанов нашел новый повод для критики: “Сельские жители, прибывая в столицу, город Алматы, областные центры, не имеют работы и жилья. Вокруг крупных городов появляются хаотично застроенные микрорайоны без условий проживания и соответствующей инфраструктуры”.
На это председатель Агентства по статистике Анар Мешимбаева предложила строить для мигрантов кварталы дешевых домов, где есть арендное жилье. Как за границей. Этакие гетто для мигрантов.
“Снятие ограничений на регистрацию граждан Республики Казахстан привело к тому, что, например, в городе Алматы центрами по обслуживанию населения регистрируются на один адрес по 50-80 граждан. Кроме того, данные действия привели к утрате базы данных по миграционным потокам в системе Министерства внутренних дел”, - продолжил Султанов.
На это заявление появилось несколько недовольных. Глава МВД Бауржан Мухамеджанов недовольно заметил, что, мол, в его ведомстве регистрируют внешних мигрантов. И по ним-то - база в идеальном состоянии. Только в этом году, отрапортовал Мухамеджанов, в РК въехало более 2 миллионов иностранцев, 100 тысяч из них за несоблюдение правил пребывания на территории Казахстана были депортированы на родину. Министр юстиции же Загипа Балиева заявила, что регистрация - дело добровольное. И заставить гражданина стать объектом статистики может лишь нужда: “Потому что он не может получить пособие, пенсию, РНН, СИК. То есть жизнь заставляет его самого перерегистрироваться”.
В ответ на это Анар Мешимбаева предложила решить вопрос в корне: обязать всех мигрантов регистрироваться “независимо от того, где он живет, - в подвале, доме или где-нибудь еще”. Причем это относится не только к внутренней миграции, но и к внешней. “На самом деле нужно уже признать, что Казахстан со своей рабочей силой не справляется с экономическим ростом”, - заявила она. Добавив, что преследовать иностранцев за отсутствие регистрации не след: “Потому что это экономическая необходимость”.
В споре рождается истина. На сей раз истиной стал тот факт, что в стране отсутствует орган, который бы взял на свои плечи заботу (и учет) о внутренних мигрантах. Миграционная полиция при МВД занимается исключительно приезжими из-за рубежа, Комитет по миграции Министерства труда и социальной защиты населения в основном занят оралманами. По мнению Султанова, наиболее оптимальный вариант - создание единого органа, который бы занимался вопросами регулирования внешних и внутренних миграционных потоков. А-ля Федеральная миграционная служба в РФ или Служба миграции и натурализации в США.
А пока суд да дело, было решено разработать новый закон “О миграции”, провести работу по широкому освещению информации об экономически перспективных регионах, в которых намечается реализация крупных проектов, требующих дополнительных трудовых ресурсов. (По причине отсутствия в Астане и Алматы условий для принятия мигрантов.) А заодно ужесточить законодательство в отношении незаконного строительства вокруг крупных городов.
Астана |