|
Константин Маскаев
Как непредсказуем порой бывает чиновник. На получение иного ответа уходит по несколько журналистских запросов и переадресаций. А тут одна из обсуждаемых нашей газетой тем так задела руководство Нацбанка, что это даже вызвало полемику в эпистолярном жанре
Директора департамента Нацбанка А. Терентьева настолько возмутила заметка нашего обозревателя Сергея Козлова “Ковчег сколотил дилетант...” (см. “НП” №4 от 29.01.2010 г.), что он поделился своим негодованием в письме главному редактору. Г-н Терентьев решительно встал на защиту главы Нацбанка, видимо, полагая, что наша публикация ставит под сомнение компетентность его шефа.
Следует сразу разъяснить, что к личности господина Марченко редакция не имеет претензий. Талантливые финансисты в Казахстане, да и далеко за пределами - наперечет. А мы признаем, что Григорий Александрович является и талантливым финансистом-практиком, и одним из ведущих аналитиков в сфере больших и малых денег. Тут его авторитет неоспорим.
Употребив выражение “инфляция по Марченко”, мы тем самым лишь подчеркнули, что нюансами сегодняшнего дня поделился с общественностью именно г-н Марченко. Он же озвучил те данные, которые были предоставлены Агентством по статистике. И только.
Вся же публикация, которая так возмутила директора департамента Нацбанка и, вероятно, не оставила равнодушным и самого Григория Александровича, на самом деле затрагивала совершенно иную проблему: мягко говоря, некоторое несоответствие между реальной девальвацией потребительских возможностей большинства граждан республики и теми данными, которые предоставил народу и господину Марченко уважаемый орган официальной статистики.
Не сегодня и не нами замечено, что данные статистики - это одно, а ощущения наших карманов - это что-то совершенно отличное от сухих цифр. И разве это наблюдение “НП” не сходно с теми ощущениями, которые каждый из нас, рядовых граждан, испытывает при походе в рядовой гастроном или на вещевой рынок?
Кстати, Григорий Марченко - один из немногих чиновников, которых можно встретить в обычном супермаркете. Думается, и от внимания Григория Александровича не укрылось, что ценники изменились. Причем, как ни печально, цифры на них стали выше. Но одно дело Марченко-потребитель и совсем другое - Марченко-глава Нацбанка, где ему ничего не остается, как пользоваться данными, предоставленными специалистами Агентства по статистике. И даже озвучивать их.
Тут и мы, кстати, как средство массовой информации, оказываемся, что называется, в равных условиях, поскольку также порой лишь транслируем полученную из официального источника информацию. У нас, правда, не отнять небольшого, но важного преимущества: мы можем поделиться своими сомнениями или вообще обнародовать несозвучную с официальной точкой зрения позицию.
В частности, у нас закрадывается подозрение, что названное Агентство к вычислению индекса потребительских цен (ИПЦ) подходит творчески. В результате вырисовывается симпатичная в целом картинка. Например, если в расчеты включить динамику цен на недвижимость, то индекс не окажется высоким, ведь квадратный метр в последний год только дешевел. Но известно, что подавляющее большинство граждан приобретает жилье один раз за всю жизнь! Причем часто это делается в кредит. А вот питается человек и кормит своих детей ежедневно. Чуть реже, но также с неотвратимой регулярностью, человек должен одевать себя и своих детей. Кроме того, каждый ежемесячно должен платить по счетам за тепло, свет и воду. А счета эти аккурат с января этого года также взлетели! Подорожало все то банальное и повседневное, без чего обыкновенному человеку жить тоскливо, холодно и голодно. Но статистика нас уговаривает: все по-прежнему замечательно!
Нам также разъясняют, что методика расчета ИПЦ есть плод серьезной работы славной когорты специалистов, госорганов и соответствует мировым стандартам. Но если она при всей своей исключительности оспаривает очевидное, быть может, нам подойдут какие-то другие методики расчетов?
Статистика, следуя сказанной в свое время Ильей Ильфом и Евгением Петровым сентенции, знает все. Высказывание, сделанное в середине 20-х, вероятно, и сегодня справедливо в отношении осведомленности данной науки относительно количественных показателей чего бы то ни было исчисляемого. С этой задачей она, бесспорно, справляется весьма успешно. Сложнее у статистики с составляющей качественной. Впрочем, такой задачи перед ней и не ставится.
Нас же, как потребителей, наверное, в гораздо большей степени интересует именно качественная составляющая той стороны жизни, которую уважаемая статистика способна и призвана конвертировать в цифирь. И когда те самые голые цифры расходятся с нашими ощущениями, это не может не вызывать подозрения, что статистика умеет манипулировать понятиями.
А раз так, то за любой цифрой, озвученной кем бы то ни было, тем более со ссылкой на названное агентство, должен следовать компетентный комментарий. Во избежание, так сказать, неудобных умозаключений. |