|
Юлиана Жихорь
Высший разум депутатских умов
В последнее время депутаты парламента все больше выступают с идеями различных запретов. Сначала под табу попали курительные смеси, затем было предложено “разобраться и запретить” фаст-фуд и энергетические напитки. Теперь дошло дело до компьютеров
Майра Айсина, соглашаясь с огромной пользой, приносимой компьютерами, призвала оградить от них детей. “Чрезмерное увлечение компьютером детьми и подростками дома и в компьютерных клубах, и в интернет-кафе далеко небезопасно, - говорится в ее депутатском запросе на имя премьер-министра. Все мы когда-то слышали, затем говорили, а теперь, к сожалению, уже сталкиваемся с “компьютерными наркоманами” и не где-нибудь, а среди своих детей, внуков, племянников”. По данным Айсиной, “от 2 до 4 часов ежедневно дети играют в компьютерные игры со сценами жестокости, ужасов, убийств, оставляя в легальных и подпольных клубах от 200 до 400 тенге за посещение”. А как последствия - у 80 процентов школьников, посещающих клубы в возрасте 12-13 лет, наблюдаются нарушения физиологических биоритмов, 10 процентов страдают нервным перенапряжением, каждый пятый - головной болью, плохим сном, каждый третий - ухудшением зрения.
“Крайне пагубно воздействуют на нравственно-духовное развитие ребенка нелицензионная продукция, найденная в некоторых клубах, видеоигры сексуального характера”.
Назвав компьютерную зависимость аналогом алкогольной и наркотической, мажилисмен взмолилась: “Мы теряем детей - они уходят от существующей реальности в вымышленную, виртуальную, которая манит их и затягивает в силу своей вседозволенности. Там ребенок сам, собственными руками, создает мир, где он абсолютный властелин, вершитель судеб, обладатель безграничных возможностей”.
Она говорит, что дети, увлеченные компьютерными играми “с жестокими убийствами, уничтожением, горами трупов, кровавым месивом”, становятся агрессивными, жестокими, неуправляемыми, склонными к депрессии. И попросила главу правительства рассмотреть вопрос о деятельности компьютерных клубов в Казахстане. Но, понимая, что запрета на них не последует, предложила ввести лицензирование клубов с учетом правил посещения клубов несовершеннолетними, возрастных ограничений для тех или иных игр.
Тем временем другого депутата, Нурдаулета Сарсенова, волнует вопрос не будущего, а настоящего казахстанских подростков. Точнее - выпускников школ, поступающих в вузы на основе, как известно, количества баллов, набранных на ЕНТ. Приоритет в конкурсе на получение образовательных грантов имеют лауреаты различных образовательных конкурсов и золотые медалисты (“Алтын белгi”). Но “качество” золота у некоторых медалистов вызывает у мажилисмена сомнение.
Он привел данные по Южно-Казахстанской области, где в 2007-2008 годах окончили школу 30 373 ученика: с казахским и русским языками обучения - 24 578 человек (80 процентов), с узбекским языком обучения - 5 622 (18,5 процента). И именно последние получили более половины всех областных “Алтын белгi”. А все потому, считает депутат, что выпусники 11-х классов с узбекским языком обучения сдают экзамены (по приказу Минобразования) в традиционной форме.
Однако, по словам депутата, качество знаний таких “золотых” медалистов не отвечает требованиям. А значит, и “усматривается нарушение” Конституции, говорящей, что “гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении”.
Делая вывод, что “итоговые аттестации выпускников в ЮКО проводятся необъективно”, мажилисмен попросил Генерального прокурора “дать правовую оценку действиям Министерства образования и науки и принять меры прокурорского реагирования”.
Астана |