|
Константин Маскаев
Полтора месяца мы живем в новом экономико-правовом пространстве, именуемом Таможенный союз (ТС) Белоруссии, Казахстана и России. Официально он существует с 1 января 2010 года. И пока, к сожалению, оборачивается недопониманием со стороны участников и ставит новые и новые вопросы. Оказалось, гладко было только на бумаге. Да еще в отчетах о встречах глав государств-участников. На деле - настороженность таможенных органов, неразбериха с пошлинами и плаксивые жалобы российских таможенников премьеру Путину
Без преувеличений: Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ демонстрирует состояние, близкое к панике. Ее руководитель Андрей Бельянинов направил председателю российского правительства Владимиру Путину “страшилку”, в которой расписал “катастрофические последствия” открытия границ внутри ТС и фактически просит отменить ввод в действие режима свободной торговли.
Первые же три недели работы нового таможенного режима показали, что ТС пока можно рассматривать лишь в качестве благого пожелания. Из-за целого ряда “недоделок” в РФ был приостановлен ввоз вина, оборудования для сетей 3G и WiMax и витаминов. Между российским и белорусским правительствами развязалась очередная война - на этот раз из-за экспортной пошлины на нефть. Российские же нефтяники временно лишились возможности беспошлинно вывозить нефть с месторождений Восточной Сибири.
Но настоящие проблемы, убеждает Путина главный российский таможенник - впереди. Они обрушатся через полгода, когда отменят оформление импорта на российско-казахстанской границе. В ФТС убеждены, что Россию захлестнет поток контрабанды и контрафакта из Китая, Индии, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, который потечет через освобожденный от контроля Казахстан.
Опасения по поводу отмены таможенного контроля на границе с Казахстаном российские таможенники высказывают не в первый раз. Еще в сентябре начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин пугал общественность возможностью реэкспорта российского сырья с территории Казахстана из-за отсутствия экспортных пошлин на целый список товаров.
В декабре российские таможенники выявили уже куда больше критических проблем. Опасными были названы не только возможные схемы экспорта, но и импорта с казахстанской территории. По мнению Бельянинова, инфраструктура границ Казахстана не позволяет обеспечить нормальный контроль больших объемов товаров, а товарные потоки как в Казахстан от его соседей, так и в Россию из Казахстана в ближайшее время будут только расти. К тому же казахстанские таможенники, считает руководитель ФТС, недостаточно квалифицированы: привыкли оформлять грузы в режиме транзита и обеспечить необходимый (для России) таможенный досмотр и оформление не смогут.
В результате Россия, предостерегает Бельянинов премьера Путина, рискует получить дополнительный объем контрафакта из стран-торговых партнеров Казахстана. Например, поддельных лекарств из Индии и Китая.
Но опасен не только импорт из третьих стран, предостерегает Путина Бельянинов. Он в красках расписывает, что в Казахстане требования к безопасности товаров якобы существенно ниже российских стандартов. Значит, жди ввоза на российскую территорию опасных для здоровья продуктов, например, мяса!
Наконец Бельянинов переходит на язык цифр и предрекает “огромные потери доходов российского бюджета”: 378 миллиардов рублей за год, или 11,5 процента от всего, что собрала ФТС в минувшем году. Ожидает он этого хотя бы потому, что ставка НДС в Казахстане, как известно, составляет 13 процентов (против российских 18). А так как участник ВЭД может выбрать, где ему заплатить налог, он, скорее всего, сделает свой выбор не в пользу России. Другие потери ждут от реэкспорта товаров и сырья, отмены акцизов на маркировку и обязательную регистрацию товаров на внутренних границах Таможенного союза.
Чтобы избежать катастрофы, Бельянинов предлагает фактически отказаться от Таможенного союза в той (самой что ни на есть основной) его части, которая касается отмены таможенного оформления на российско-казахстанской границе.
|
Каравану не сбиться с пути |
Наверное, мало кто возьмется оспаривать исключительный авторитет РФ в каких бы то ни было объединениях на пространстве бывшего СССР. Но именно партнерских шагов и интеграционных процессов ожидали граждане от введения ТС. Об этом же говорили и президенты России и Казахстана, и побывавший с недавним визитом в республике Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Работа в том же направлении идет в Минэкономразвития Российской Федерации. Почему-то негативные сигналы исходят именно со стороны таможенников. А кроме того, не секрет, что глава ФТС РФ Бельянинов писал свой доклад под ожидания премьера. Дескать, и Путин обеспокоен последствиями слишком быстрого перехода к свободной торговле с союзниками.
Пока, кстати, почему-то не раздавалось возгласов о большей свободе наркотрафика в рамках ТС. Видимо, здесь механизмы контроля и сдерживания уже годами отработаны, взаимодействие в том виде, в котором оно существует, отлажено и всех устраивает. Почему же продолжают звучать сомнения в компетентности казахстанских таможенников? Или, быть может, все дело в том, что российская ФТС не в восторге от того, что рискует потерять лакомый кусок в семь с половиной тысяч километров российско-казахстанской границы (к слову - самой протяженной сухопутной госграницы в мире)? Почему мы слышим сейчас только возгласы о том, что все неправильно, и как может пострадать северный казахстанский сосед и партнер? И почти ничего о том, что необходимы скрупулезный диалог, совместная работа, вывод добрососедских отношений на совершенно иной, новый уровень?
О том, что ТС заставит существенно перелопатить и изменить таможенные законодательства участников, говорилось и в прошлом году. Назывались весьма убедительные проценты взаимного соответствия законодательств участников. Но для того, чтобы “союзный договор” был реализован без ущерба для участников, оказывается, еще предстоит много и серьезно работать. Спору нет, таможенное законодательство стран-участниц возможно пока не абсолютно синхронизировано. Но для этого и нужно заниматься совместной разработкой взаимоприемлемых решений, а не жаловаться на то, что “все опять не так”. А то пока все указывает на то, что российские таможенники не верят в собственные силы и боятся, что сами не справятся с более либеральным режимом, принятым в Казахстане и Белоруссии. Потому вместо того, чтобы подготовиться к свободной торговле, они пытаются оградить страну от союзников, каким бы абсурдом это ни выглядело.
P.S. Никакой реакции, аргументов или контраргументов со стороны казахстанского Комитета по таможенному контролю и других явно задетых ведомств пока, к сожалению, обнаружить не удалось. А было бы крайне любопытно узнать, на что опирается тот же Бельянинов в своих опасениях. У меня, как у человека, десятки раз пересекавшего воздушные и сухопутные границы Казахстана, например, создалось впечатление, что казахстанские таможенные переходы оборудованы подчас даже лучше российских. Вопроса о кадрах касаться не буду. Тут слово специалистам. Но в остальном граждане вправе знать, как обстоят дела на самом деле. Существует ли у казахстанских таможенников, пограничников хоть какая-то реакция на конкретные высказывания в свой адрес. И каковы планы по взаимодействиям, если таковые имеются.
Данной публикацией мы приглашаем руководство заинтересованных ведомств к диалогу и обсуждению.
Все вопросы, поднятые в материале, нашли отражение в официальных запросах, которые мы отправляем в Астану. |