|
Алан Байтенов
В этом году Казахстан перейдет на новую систему подсчета своих граждан. С августа начнет работать Единая национальная идентификационная система (ЕНИС). Ключом ее станет 12-значный индивидуальный идентификационный номер (ИИН), который должен заменить привычные СИК и РНН
Физическим лицам, у которых есть удостоверение нового образца с уже отпечатанным штрих-кодом, не стоит переживать насчет получения ИИН. Удостоверения личности с персональным кодом выдаются с 1997 года, и этот номер можно увидеть под датой своего рождения на лицевой стороне документа.
А вот в противном случае необходимо обратиться в ЦОН и решить этот вопрос, так сказать, по месту жительства. Для физических лиц переоформление до 13 августа 2010 года будет производиться бесплатно. Но если не успеть в упомянутый срок, то на обмен уйдут средства из собственного кармана. По оценкам специалистов менять свои удостоверения придется примерно 2 миллионам человек.
Теоретически, по замыслу организаторов проекта, замена всех номеров на единый должна упростить работу многих государственных органов. Однако отлаженной работе системы предшествуют ее настройка и отладка. И основные сложности, по мнению независимых экспертов, ожидают налоговую и пенсионную системы. В то же время, как сообщают в пресс-службе Министерства юстиции, новый код затронет органы статистики, юстиции, социальной защиты населения и банковскую систему.
Сегодня уже можно расшифровать новые ИИН. Так, 12 цифр ИИН можно разбить на 4 части. Первые шесть цифр - это год и дата рождения. Во второй, что состоит из одной цифры, зашифрованы пол и век рождения. Так, 1 - для мужчин, родившихся в XIX веке, 2 - для женщин, родившихся в XIX веке, 3 - для мужчин, родившихся в ХХ веке, 4 - для женщин, родившихся в ХХ веке, 5 - для мужчин, родившихся в XXI веке, и 6 - для женщин, родившихся в XXI веке. Тем самым для “маневра” остаются значения 7, 8, 9 и 0. То есть теоретически государство может использовать ИИН, как минимум, еще 100 лет.
Предпоследние 4 цифры означают ваш индивидуальный код в системе. Последняя цифра определяется автоматически.
Еще один вводимый код - БИН (бизнес-идентификационный номер). БИН немного сложнее, он состоит из пяти частей, каждая из которых содержит персональную информацию о юридическом лице. Номера определяются системой.
Теоретически ИИН в обозримом будущем предполагает наличие расширенной информации о владельце. Здесь будут закодированы группа крови, отпечатки пальцев и даже изображение сетчатки глаза.
|
Закодируюсь и начну новую жизнь! |
ИИН достанется человеку на всю жизнь - присутствует в метрике и свидетельстве о смерти (после смерти он будет удален из ЕНИС). Также этот код сотрут из системы в случае смены гражданства или если человек уедет на ПМЖ в другую страну.
На бумаге все выходит достаточно складно - с середины августа этого года гражданину можно будет забыть о несметном количестве всевозможных номеров (СИК, РНН, кода органов статистики). Но в то же время необходимо перевести на новые номера пенсионные договоры либо их перезаключить. Также немалую работу придется проделать и частному бизнесу - новый код подразумевает переоформление документов, например, связанных с оплатой налогов. Это, естественно, не сделаешь в ЦОНе, по принципу одного окна.
Как не скрывают сами устроители проекта, переход на новые коды обязательно потребует вливания бюджетных средств, так как законом предусматривается переход за счет государственных денег. Правда, попасть под “бесплатную” волну можно только в том случае, если обращение на смену документов будет произведено до установленного срока введения единой системы в оборот, то есть до 13 августа 2010 года.
С другой стороны, переход на новые системы “попахивает” чем-то суперсовременным. А когда проект с такой характеристикой презентуется у нас, он может оказаться очередной аферой государственного масштаба. Наши опасения небеспочвенны. Вспомните хотя бы введение талонов к водительским удостоверениям - идея однозначно интересная, однако на деле оказалась чистым “разводом” населения на их кровные.
Конечно, не все проекты, предлагаемые на государственном уровне, пытаются собирать деньги с населения напрямую. Порой они направлены на банальный, но в то же время изощренный и почти законный способ вывода средств из бюджета. Вспомнить хотя бы переход на новые водительские удостоверения. До сих пор электронные чипы не используются по назначению. (По идее, в нем должны были храниться все данные о владельце, вплоть до группы крови.) На это, кстати, были истрачены бюджетные деньги (читай: наши с вами). И здесь, опять-таки, практически невозможно уличить организаторов проекта в выводе средств из бюджета - компания, что выиграла тендер и получила “золотой заказ”, условия-то выполнила.
Примерно то же самое можно сказать и о других документах, например, о тех, что удостоверяют личность. Наше издание как-то уже упоминало случай, когда гражданина Казахстана с новым, так сказать, биометрическим удостоверением не пустили на территорию близлежащего государства. Действительными эти новые документы оказались только на территории Казахстана. С одной стороны, пустяк, а с другой - лишнее доказательство бесполезности подобного документа - на границе (да и не только) все равно никто не обращает внимания на биологические параметры въезжающего и выезжающего.
Проект ввода ИИН, кстати, не нов - все необходимые бумаги были подписаны еще в 2007 году. Однако заниматься, в частности, предупреждать о необходимости получении ИИН начали совсем недавно. Но сроки установили жесткие - все, кто успеет это сделать до 13 августа 2010 года, попадут под “милость”. Остальные же, кто по каким-то причинам не уложится в рамки, по оценкам специалистов, порядка 2 миллионов человек, будут оплачивать из своего собственного кармана. На наш взгляд, такой поворот событий, как минимум, не совсем этичен по отношению к народу (облегчит жизнь этот проект в первую очередь госорганам - меньше бумаг, меньше работы), зато коммерчески выгоден.
Где-то (уже не вспомнить точно источник) было сказано, что, мол, профпригодность чиновника определяется его способностью “рисовать” проекты, защищать их и “размазывать” во времени. Причем чем дольше он будет внедряться, тем лучше - этот период обеспечивает не только “безбедную” жизнь ведомствам и сателлитам (читай: подрядчикам), но и иллюзию занятости ведомств и подведомств.
Последнее время все так и происходит, и складывается впечатление, что средств так много, что их уже и тратить не на что. Каждый квартал все время что-то меняется - то законодательство, то документы, то порядки всевозможных регистраций и оформлений, презентуются с помпой инновационные проекты, как тот же ТС. И все это требует значительных вливаний из бюджета и лишает банальной стабильности. Нет, мы, конечно, не против прогресса, однако не совсем устраивает, когда чиновники, причем на глазах у всех, буквально соревнуются в виртуозной распилке государственных денег. |