|
Константин Маскаев
В начале текущей недели завершилась поездка Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казахстан по приглашению президента республики Нурсултана Назарбаева
Этот визит назван первосвятительским, и в этом можно обнаружить сразу несколько смыслов, каждый из которых указывает на первенство в тех или иных вопросах. Прежде всего сегодня Его Святейшество Патриарх Кирилл является безусловно первым лицом в Русской Православной церкви, ее высшим иерархом. Во-вторых, это его первый визит в Казахстан в таком статусе. Наконец, по признанию самого патриарха, он стремился посетить республику именно в первый год своего служения в этом высоком сане. Для сведения - интронизация патриарха Кирилла была проведена в храме Христа Спасителя в Москве 1 февраля 2009 года.
Да и сам факт официальной встречи первого лица православной церкви с первым лицом государства придает этому визиту совершенно исключительный статус и относит его в сферу международных контактов на самом высоком уровне.
Патриарх Кирилл - не только заметная медийная фигура. У него очень высокий авторитет в православном мире. Представители других конфессий, в частности, мусульмане позитивно оценивают его роль и одобрительно высказываются в адрес деятельности Предстоятеля. В то же время его визит нельзя рассматривать отдельно от политики, взаимодействий между нашими государствами и выстраивания отношений внутри страны.
Между тем эта поездка Предстоятеля не вызвала особого резонанса - ни в российских, ни в зарубежных СМИ: дискутировать вроде как не о чем. Ведь давно известную ситуацию, что поликонфессиональный Казахстан не раздирают взаимные претензии части населения друг к другу, как это происходит, например, в преимущественно христианской Украине, уже и парадоксальной не назовешь. И это даже хорошо, что взаимоуважение культур, веротерпимость и партнерство воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. Но говорить и писать об этом феномене на постсоветском пространстве, на мой взгляд, надо как можно подробнее.
Наша страна приютила на своей земле многих - “врагов народа” в годы репрессий, эвакуированное и сосланное население во время войны, покорителей Целины. Став общим домом в годы суровых испытаний, Казахстан сумел сохранить эти принципы добрососедства и взаимного уважения и в наше время. Патриарх ехал в государство, которое он назвал образцовым и где взаимоуважение наций подкреплено мудрой государственной политикой. В этом контексте и визит, и встреча на высшем уровне представляются той верительной грамотой, неким подтверждением взаимных гарантий между Казахстаном и Россией.
Православный народ ждал прежде всего молитвенного общения со своим Предстоятелем. Эта поездка стала для многих редчайшей возможностью непосредственно увидеть его и возложить надежды на совместную с ним молитву. Важным моментом в алматинской части визита стала и встреча в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая, на которую патриарх Кирилл приехал сразу по прилете в Алматы и провел ее вместе с Митрополитом Мефодием.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также выразил надежду на укрепление экономических связей между Россией и Казахстаном и призвал не забывать о единстве духовных ценностей обоих государств. “Надеюсь, что руководство всех стран нашего общего исторического пространства, сформированного общими духовными и историческими факторами нашего единого бытия, будет прилагать усилия, чтобы именно эти духовно-культурные факторы никогда не подвергались разрушению, но, напротив, сохраняли бы свою актуальность”, - сказал патриарх Кирилл на этой встрече.
Об этом же говорил и президент Нурсултан Назарбаев, принимая патриарха в своей резиденции в Алматы. Он подчеркнул, что уважительное и бережное отношение к религии, интересам верующих является принципиальной политикой Казахстана.
Официальная Москва, по-видимому, сохраняла абсолютное спокойствие относительно визита Святейшего в соседнее государство: ничего непредвиденного в Казахстане произойти просто не могло. Патриарх Кирилл - человек исключительно прогосударственно настроенный, очень четко понимающий сложности отдельных проблем, причем апеллирующий к традиционным ценностям. Правда, сопровождающая Святейшего в поездке российская охрана в определенные моменты выглядела излишне напряженной и вызывала раздражение. А порой их сосредоточенный и усердный профессионализм выглядел неким диссонансом с изрекаемым патриархом словом. Собственно, суровым профи сложно понять, что Господь просто не допустит ничего “нештатного” в такие моменты исторического течения времени.
Известно, что программа пребывания патриарха в Казахстане должна была начаться в Алматы и продолжиться в Астане. Но причуды погоды изменили порядок встреч, но не их тональность. Сильнейший туман в небе над южной столицей в субботу, 16 января, не позволил совершить самолету “Ту-154” посадку в аэропорту назначения. Покружив около часа над городом, пилоты приняли решение увести воздушное судно в Астану. Многочисленные собравшиеся у Никольского храма прихожане, где ожидалось патриаршее вечернее богослужение, с досадой разошлись. Но в том, что самолет был вынужден направиться в Астану, Святейший усмотрел промысел Божий: если уж задумано начинать первый визит в страну, то со столицы. “Значит, так тому и быть”, - заключил патриарх. |